Международная конференция: «Евроатлантическая архитектура безопасности: новые вызовы, новые возможности».

04.12.2011

Международная конференция: «Евроатлантическая архитектура безопасности: новые вызовы, новые возможности».


Своими оценками и видением ключевых проблем безопасности в Евроатлантическом регионе поделились и иностранные участники: заместитель помощника Генерального секретаря НАТО по вопросам общественной дипломатии С. Бабст, советник по связям с общественностью Международного военного штаба НАТО и командующего Стратегическим командованием ОВС НАТО бригадный генерал М. Паницци, Чрезвычайный и Полномочный Посол ФРГ в РФ У. Бранденбург, а также руководитель филиала фонда Розы Люксембург в РФ П. Линке и директор Центра изучения современного Афганистана О. Нессар.

Выступления докладчиков вызвали оживленную дискуссию, которая порой принимала весьма острую форму. Однако, как подчеркнул директор Информбюро НАТО в Москве Р. Пшель, сегодня для характеристики российско-натовских отношений ключевым определением является «диалог», который необходимо вести в различных форматах и на разных уровнях. В этом и заключается основное значение подобных международных форумов.

В ходе работы конференции обсуждались следующие проблемы: возможности и ограничители российско-натовского сотрудничества в свете ливийского кризиса; влияние на региональную и международную стабильность так называемой «арабской весны»; развитие ситуации вокруг Афганистана; перспективы кооперации в области контроля над вооружениями и укрепления мер доверия. В свете необходимости устранения дисбалансов, сложившихся в области ограничения обычных вооружений и закрепленных ДОВСЕ, в выступлении В.П.Назарова была подчеркнута важность заключения нового, юридически обязывающего соглашения по контролю над обычными вооружениями в Европе, которое заменило бы данный договор.

Основная тенденция трансформации Североатлантического союза на современном этапе, заключающаяся в его постепенном превращении в организацию, стремящуюся осуществлять глобальное военно-политическое проецирование, отмечена в выступлении М. Паницци. В связи с этим российские участники дискуссии особо обратили внимание на необходимость неукоснительного соблюдения норм международного права, что особенно актуально в свете ливийского кризиса, где НАТО вышла за рамки, которые были определены соответствующим мандатом СБ ООН.

Основной лейтмотив, прозвучавший как в выступлении У. Бранденбурга, так и представителей штаб-квартиры НАТО, заключался в целесообразности развития с российской стороной полномасштабных партнерских отношений как в плане социально-экономической модернизации, так и в области военно-политического сотрудничества. В докладе С. Бабст была выражена надежда на то, что в рамках запланированного на следующий год саммита Альянса в Чикаго состоится также и заседание на высшем уровне Совета Россия – НАТО (СРН).

Суммируя оценки, прозвучавшие в выступлениях российских участников, можно сделать следующие выводы.

Определяющим фактором в отношениях России с НАТО остается неприемлемость для Москвы планов продвижения военной инфраструктуры Альянса к российской границе и попытки придания Организации глобальных функций, идущих вразрез с нормами международного права. Вместе с тем российская сторона готова к развитию отношений с НАТО в рамках реализации собственных стратегических национальных приоритетов. Глубина и содержание таких отношений будут определяться готовностью Альянса к учету в своем военно-политическом планировании законных интересов России. 

На последнем саммите СРН (20 ноября 2010 г., Лиссабон) были достигнуты договоренности, позволившие говорить о возможном переходе к новому качеству российско-натовского взаимодействия. Однако истекший год продемонстрировал, что эти договоренности (в отсутствие долгосрочной стратегии конструктивного сотрудничества между сторонами в ключевых областях) так и не получили своего развития, не позволяя выйти на уровень реального партнерства.

На сегодняшний день имеются определенные достижения, однако они не приносят чувства удовлетворения состоянием российско-натовских отношений. Так, не удается продвинуться на ключевом после Лиссабона направлении взаимодействия, которым стала противоракетная оборона. Складывается впечатление, что государства Альянса по-прежнему рассматривают Россию в качестве основной угрозы своей безопасности. В связи с этим отсутствие прогресса в разрешении проблем, связанных с развертыванием системы ПРО в Европе, расценивается российским руководством как нежелание НАТО учитывать озабоченность Москвы перспективами обеспечения национальной безопасности в новых условиях. Подтверждением тому является недавнее заявление Президента Российской Федерации, касающееся намерения США и их союзников продолжить работу по созданию ЕвроПРО без учета ее воздействия на стратегическую стабильность на региональном и глобальном уровнях. Перечисленные в заявлении ответные меры российской стороны являются обоснованной реакцией руководства страны на более чем вероятные негативные последствия действий государств Альянса в области ПРО для обеспечения национальной безопасности России.

Прошедший после Лиссабона период показал, что отсутствие договоренностей по таким ключевым проблемам, как ПРО, ведет к общему недостатку доверия между партнерами, который не может быть компенсирован успешным сотрудничеством в других сферах, имеющих зачастую второстепенное значение и не влияющих напрямую на вопросы обеспечения национальной и коллективной обороны и безопасности. 

Что касается проблемы ПРО, то России предлагают весьма ограниченную сферу сотрудничества с использованием имеющихся у нее технических возможностей, но без гарантий ненаправленности создаваемой противоракетной архитектуры против российских стратегических ядерных сил. Вопрос о предоставлении соответствующих юридических гарантиях Российской Федерации является сегодня главным. Россия открыта для диалога по вопросу ЕвроПРО, и возможности для достижения договоренностей по-прежнему имеются. Экспертам, работающим в соответствующих рабочих группах, должен быть дан определенный политический сигнал, и есть основания надеяться, что такой сигнал со стороны руководства ведущих западных государств будет ими получен.

В целом ключевым вопросом для придания российско-натовским отношениям позитивной динамики является преодоление взаимного недоверия и создание в Евро-Атлантике системы безопасности, где Россия воспринималась бы в качестве реального партнера. Построение равноправного стратегического партнерства предполагает совпадение долгосрочных стратегических интересов и их взаимный учет на принципах обеспечения стабильности и предсказуемости, соблюдения норм международного права, равенства и неделимости безопасности, что так необходимо обеим сторонам для создания благоприятных условий устойчивого социально-экономического развития.
По материалам: http://www.riss.ru/?newsId=499
Заместитель секретаря Совета безопасности России Владимир Назаров: У России есть доказательства причастности США к убийству российских миротворцев в Южной Осетии в 2008 году.

У России есть доказательства причастности США к убийству российских миротворцев в Южной Осетии в 2008 году, утверждает заместитель секретаря Совета безопасности России Владимир Назаров.
«Впервые за длительное время Соединенные Штаты непосредственно были причастны к убийству в Южной Осетии российских миротворцев, наших военнослужащих. У нас есть этому вполне определенные, конкретные доказательства», — цитирует Интерфакс слова чиновника, сказанные им на международной конференции в Москве по проблемам евроатлантической архитектуры безопасности.
Не сообщается, привел ли Владимир Назаров конкретные доказательства причастности США к убийству российских миротворцев в Южной Осетии.
До сих пор подобные обвинения звучали со стороны Москвы в адрес грузинского руководства и лично президента Михаила Саакашвили.
Реакции США на заявление секретаря Совбеза России пока не поступало.
По материалам: http://news.rambler.ru/11978932/

← Назад к списку новостей