Международная конференция «Россия и НАТО: партнеры в XXI веке?»

26.12.2010

Международная конференция «Россия и НАТО: партнеры в XXI веке?»

В ходе конференции были рассмотрены вопросы состояния отношений РФ и Североатлантического Альянса, возможностей укрепления доверия и развития российско-натовской кооперации, как на уровне двусторонних отношений, так и в контексте архитектуры евроатлантической безопасности, формирующейся под влиянием многих региональных игроков. Участники форума также проанализировали результаты Лиссабонского саммита Россия-НАТО, обсудили проблемы российско-европейского сотрудничества и дали свои оценки перспектив отношений России и Запада в целом.
 
С учетом перспективы дальнейшей трансформации отношений Россия-НАТО и соответственно изменения геополитической ситуации в мире в целом и в конкретных регионах в частности, по приглашению руководства РОД и РИСИ в конференции приняли участие депутаты Национального собрания Республики Армения Арам Сафарян и Спартак Меликян. В своих выступлениях они особо подчеркнули всю важность достигнутых в Лиссабоне договоренностей между Россией и НАТО для стабильности и безопасности в регионе Южного Кавказа.

Выступление депутата Национального собрания РА, председателя комиссии НС по защите прав человека и общественным вопросам, представителя НС РА в ПА ОБСЕ, секретаря фракции партии «Процветающая Армения» Арама Сафаряна.
О ВИДЕНИИ В АРМЕНИИ ПЕРСПЕКТИВ БЕЗОПАСНОСТИ И СТАБИЛЬНОСТИ ЮЖНОГО КАВКАЗА В КОНТЕКСТЕ НОВОГО УРОВНЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЯ-НАТО
В регионе Южного Кавказа дестабилизирующими внешними факторами для системы безопасности и стабильности являются тенденции формирования разделительных линий, разногласия и различия подходов международных систем безопасности. В данном контексте Республика Армения, выступая как сторонник стабильности и длительного мира в регионе, строит свою политику безопасности не на противоречиях международной безопасности, а на общих интересах. Конечно, очевидно, что в нашем регионе наиболее сильными импульсами, дестабилизирующими среды безопасности, являются осуществляемые внутри региона процессы вооружения и перевооружения, разницы подходов, касающихся вопросов демократии, сосуществования и развития народов, территориальные вопросы, а также другие факторы. Однако роль сверхдержав - России и США - и международных систем безопасности в сохранении и укреплении региональной безопасности невозможно недооценивать. Гармонизация их интересов, а выражаясь точнее, отношения, основанные на интересах, а не на различиях, могут создать предпосылки для серьезного взаимовыгодного сотрудничества. Одним из последствий отношений, построенных на различиях, может считаться то, что даже через двадцать лет после окончания холодной войны некоторые стереотипы и неверные представления друг о друге не преодолены окончательно. Следование принципам гармонизации интересов, а не разделению сфер сотрудничества с государствами региона может способствовать расчленению интересов, затем их прояснению и их сочетанию между разными игроками и формированию новых системных принципов безопасности.
В данном контексте Республика Армения развивает активные и эффективные взаимоотношения как с Организацией Договора о коллективной безопасности (одним из членов-учредителей которой она является), так и с Северо-Атлантическим Альянсом – в рамках Евратлантического Совета Партнерства. Имея стратегические, союзнические взаимоотношения с Российской Федерацией, Армения одновременно строит партнерство стратегического характера с США и НАТО и со странами-членами ЕС. Это сотрудничество не происходит одно за счет другого, а наоборот, благодаря разным внутренним механизмам планирования, они настолько были приближены друг к другу, что в действительности служат одной цели: улучшению системы региональной безопасности и развитию Республики Армения. Многостороннее сотрудничество способствует также активизации двусторонних контактов. К примеру, очевидно, что наше сотрудничество в рамках Евратлантического Совета Партнерства имеет значительный потенциал установления или расширения сотрудничества в двусторонних форматах не только с НАТО и государствами-членами этой организации, но и странами ЕС, не являющимися членами НАТО, со странами Средиземноморского бассейна и Ближневосточного региона, развитие отношений с которыми также находятся в повестке внешней политики Армении.
Ярким примером эффективного и взаимовыгодного сотрудничества с разными странами и системами является осуществляемое Арменией военно-оборонное сотрудничество, направленное на приобретение дополнительных экспертиз и содействий для осуществления реформ в сфере обороны, долговременного развития Вооруженных сил и развития обороноспособности. Можно констатировать, что эффективность ВС РА долгие годы являлась одним из факторов обеспечения определенной стабильности в регионе. Если бы мы не имели сильные вооруженные силы, боевые действия со стороны Азербайджана могли бы возобновиться и, в результате, в регионе могли быть большие человеческие жертвы, развал экономик стран региона, взаимоисключающие и противоречивые вмешательства со стороны иностранных акторов, полное исчезновение существующей хрупкой системы безопасности, а также ряд других непредсказуемых последствий.
Для Армении важными целями сотрудничества с НАТО являются стимулирование модернизации вооруженных сил РА и реформ, используя предлагаемые со стороны НАТО и приемлемые для ВС РА элементы, а также формирование современных систем безопасности и обороны совместно с этой организацией для совместных действий, управления кризисов в усилиях по обеспечению стабильности и безопасности. В плане развития миротворческого потенциала в ВС РА сотрудничество Армении с НАТО в рамках программы "Партнерства - ради мира" уже дало значительные результаты. Армения получила опыт, который в значительной степени применим в будущем в процессе возможных миротворческих операций ОДКБ. Опыт РА может быть применим также для сил оперативного реагирования ОДКБ. Вооруженные силы Армении не преследуют цель перехода на стандарты этого военно-политического альянса, но усилия направляются на развитие взаимодействия с силами НАТО, что, в свою очередь, способствует укреплению боеспособности ВС РА, с тем обоснованием, что эффективные элементы военного искусства, в том числе развиваемые на протяжении многих лет в НАТО и в странах членах НАТО, имеют возможность быть внедрены в ВС РА. Этой цели направлено также участие миротворческой бригады ВС РА в программе "Партнерство - ради мира". Данный пример или данный подход может быть применим также для ряда других сфер, когда имеющийся опыт сотрудничества с одной стороной может быть полезен для сформированного сотрудничества с другой. Армения проводит четкую линию на установление и развитие сотрудничества со всеми заинтересованными странами, где, кроме политической стороны, подчеркивается в первую очередь практическая сторона сотрудничества. Понятно, что сотрудничество является результатом проявления политической воли, однако это не односторонний процесс. Проще говоря, практическое сотрудничество может положительно влиять на политику, а в некоторых случаях даже менять ее.
Лиссабонский Саммит НАТО, проведенный 19-20-го ноября нынешнего года, расценивается как важнейшее событие для Альянса за последнее десятилетие с точки зрения важности задач и стратегического значения. Принятые решения о концепции новой стратегии, создании противоракетной системы НАТО, коренном реформировании операции НАТО, осуществляемой в Афганистане, перспективах сотрудничества НАТО и России могут иметь весьма весомую роль в процессе формирования международной системы безопасности в ближайшем десятилетии. Согласно новой стратегической концепции НАТО, принятой Лиссабонским Саммитом, хотя фундаменты НАТО остаются прежние, радикальной реформе будет подвергнута логика деятельности организации, которая будет сфокусирована на усилия по развитию возможностей по созданию эффективной системы управления кризисами 21- го века.
Третью встречу Совета НАТО-Россия в рамках Саммита НАТО можно расценить как историческую. Лидеры России и стран НАТО в своем совместном заявлении обязались "работать в направлении установления действительного стратегического партнерства, основанного на принципах взаимности, взаимного доверия, прозрачности и предсказуемости и имея цель содействовать формированию общей системы мира, безопасности и стабильности в Евратлантическом регионе".
На Саммите НАТО-Россия был принят ряд важных решений. НАТО и Россия утвердили первые результаты совместной оценки "вызовов общей безопасности 21-го века". Было достигнуто согласие о начале процесса совместной оценки противоракетных угроз и восстановления сотрудничества в сфере противоракетной обороны. Более того, было решено провести совместный анализ возможностей более широкого сотрудничества в сфере противоракетной обороны, результаты которого будут подытожены в июне 2011 года на встрече министров обороны НАТО-Россия. Эти развития, судя по всему, могут стать положительным поворотным пунктом в деле укрепления безопасности на Южном Кавказе. Это, в частности, может иметь свое положительное воздействие в деле достижения согласия по Венскому документу 1999 года, а затем и по адаптированию Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Образно выражаясь, "возрождение" этих двух документов может иметь ключевое значение для Южного Кавказа.
Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что ОДКБ, Европейский Союз и НАТО имеют весьма весомую роль в вопросе воздействия на региональные процессы. Однако это ни в коей мере не означает, что их интересы могут быть противопоставлены. Взамен каждый из них имеет свою важную роль в стимулировании регионального сотрудничества на Южном Кавказе, что по нашему мнению, является залогом обеспечения мирного развития и стабилизации безопасности в регионе. Осознавая вышеизложенное, Республика Армения считает себя важным союзником международного сообщества.



← Назад к списку новостей