Государственный визит Владимира Путина в КНР: зерна российско-китайской дружбы проросли и дали сильные всходы
12.07.2024
В четверг 16 мая около 4 утра по Пекину Борт номер один президента Российской Федерации приземлился в китайском аэропорту «Шоуду». Начался государственный визит президента Владимира Путина в КНР, приуроченный к 75-летию установления дипломатических отношений между Китаем и Россией. После принятия президентской присяги 7 мая Владимир Путин выбрал Китай для первого зарубежного визита, ответив тем самым на дружеский жест Си Цзиньпина, который также посетил Москву в марте 2023 года сразу после знакового XX съезда КПК, где был продлен мандат его правления. Таким образом лидеры двух стран задали добрую традицию и создали уникальный политический механизм легитимации, не требующий оглядки на Запад.
Перед отбытием в Китай Владимир Путин дал развернутое интервью для китайского информационного агентства Синьхуа, в котором подробно высказался о текущем состоянии российско-китайских отношений. Путин пояснил, что между Россией и Китаем сложился беспрецедентно высокий уровень стратегического партнёрства. Немалую роль в этом сыграли личные открытые и деловые отношения с председателем Си Цзиньпином, который первым протянул руку дружбы российскому народу, посетив Россию в 2013 году сразу после избрания на пост председателя Китая. За более чем 10 лет знакомства Путин и Си Цзиньпин встретились 40 раз. Это позволило существенно укрепить российско-китайские связи, вывести их на уровень отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху.
В 2023 году товарооборот между Россией и Китаем составил $240 млрд. В 2024 году эксперты обеих стран ожидают преодоления отметки в $300 млрд. Торговый обмен охватывает практически все сферы: от энергетики и ресурсов до микроэлектроники, космоса и робототехники. Более 90% торговых операций проходит в национальных валютах – рублях и юаянях. Это было сделано не из прихоти, а в качестве меры защиты двусторонней торговли от вмешательства со стороны США, которые используют долларовую монополию против своих международных противников. Российско-китайские связи при этом независимы от идеологии и политической конъюнктуры и служат только интересам народов двух стран и всего мирового сообщества.
Россия и Китай последовательно выступают за установление более демократической, устойчивой, справедливой и безопасной системы международных отношений. Российско-китайский союз никогда не был направлен против третьих стран, однако в мире, основанном на правилах, а не на международном праве, любые действия, подрывающие монополию Запада, расцениваются как враждебные. Наши страны, подписавшие еще в 1997 году декларацию о многополярном мире и стремлении к формированию нового миропорядка, невольно оказались в оппозиции к ощущавшему себя полновластным властителем мира Вашингтону и запустили процесс радикальной трансформации системы международных отношений.
Противостояние России и Китая с США и Европой обнажило глубокие трещины в худом американоцентричном миропорядке, ускорило размежевание между странами Севера и Юга, государствами Золотого миллиарда и Мирового большинства. Продвигаемая Россией и Китаем многополярная модель получила широкую поддержку. Ее проводниками выступили такие организации как БРИКС, ШОС и ЕАЭС, чья привлекательность многократно выросла ввиду того, что они предлагают более демократические условия сотрудничества. По итогам йоханнесбургского саммита БРИКС в августе 2023 года в организацию было принято 5 новых стран – Иран, Египет, ОАЭ, Саудовская Аравия и Эфиопия. Еще несколько десятков стран объявили о стремлении последовать их примеру. Россия как председатель организации в 2024 году одной из главных своих задач видит в органичной интеграции новых членов в блок. Китай выразил готовность в этом ей содействовать.
Одним из наиболее острых вопросов российско-китайских переговоров была позиция КНР по украинскому конфликту. Незадолго до госвизита Путина госсекретарь США Энтони Блинкен приезжал в Пекин, чтобы донести до китайского руководства «самое четкое предупреждение, которое США когда-либо передавали лично китайской стороне». По факту это был ультиматум. Угрожая санкциями, закрытием европейских рынков и усилением военного давления на Тихом океане, американский госсекретарь требовал от Китая прекратить поддержку России и принять участие в швейцарской конференции по формуле Зеленского в июне.
Американский госсекретарь слишком переоценил свою способность устрашения. И в разговоре с ним, и на встречах в Париже, куда председатель Китая отправился вскоре после переговоров с Блинкеным, Си Цзиньпин продемонстрировал твердую приверженность собственному плану из 12 пунктов, центральная идея которого заключается в том, что урегулирование российско-украинских противоречий должно быть осуществлено в рамках политического процесса в надлежащее время с равным участием и справедливым обсуждением всех вариантов. Такая позиция китайской стороны была закреплена в Совместном заявлении РФ и КНР об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, подписанном по итогам двусторонних переговоров Путина и Си Цзиньпина в Пекине 16 мая.
Совместное заявление Путина и Си Цзиньпина можно назвать главным итогом двухдневного визита российского президента в КНР. Этот объемный документ, состоящий из 12 тыс. слов, показал, что Россия и Китай не приемлют язык ультиматумов и на угрозы со стороны США отвечают укреплением партнерства.
В Заявлении закреплены общие позиции стран по ключевым проблемам двусторонней повестки и мировой политики. В нем констатируется, что российско-китайские отношения переживают наилучший период в истории и служат образцом отношений между великими державами в современном мире. Стороны выразили готовность продолжать углублять всеобъемлющее стратегическое взаимодействие и оказывать друг другу решительную поддержку в защите жизненно важных интересов, национального суверенитета и территориальной целостности. Китай признал законными и обоснованными усилия России по обеспечению своей безопасности и стабильности, Россия подтвердила приверженность принципу «одного Китая» и выступила против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме, поддержав усилия китайского руководства по объединению страны.
Фактически Совместное заявление России и Китая сломало многомесячную игру США и их европейских прокси по спасению терпящего одно унизительное поражение за другим и утратившего 21 мая конституционную легитимность режима Зеленского. Следуя букве Заявления, китайский МИД сообщил, что министр Ван И не поедет на швейцарскую конференцию, потому что в этот день будет принимать участие во встрече глав МИД БРИКС в РФ. Партнеры России и Китая по БРИКС – Бразилия и ЮАР – твёрдо отказались посылать своих дипломатов в швейцарский Бюргеншток ввиду бессмысленности этого мероприятия без участия российской стороны. Весьма уклончивый ответ дала Индия.
Изначальный план собрать в Швейцарии «большинство стран мира» и самые «серьёзные экономики, влияющие на континенты» провалился. Без стран БРИКС, на которые равняется весь Глобальный Юг, швейцарская конференция потерпит неминуемый провал. Команда Байдена весьма рассудительно решила не отправлять своего босса в швейцарские Альпы – вместо него в Бюргеншток полетит Камала Харрис. Сам Зеленский переключился на мероприятие, посвященное высадке союзников в Нормандии, где он хочет попросить союзников по НАТО «сбивать российские ракеты, как они это сделали во время ракетной атаки Ирана на Израиль в апреле».
В целом Вашингтон и Брюссель были ошеломлены тем уровнем доверия и поддержки, которую продемонстрировал Китай во время приема российского президента. Произнося речь перед концертом, посвященном 75-летию установления дипломатических отношений, Путин отошел от заготовленного текста и сказал, что «чувствует себя как дома» в Пекине. Завершил свое выступление российский президент, процитировав слова знаменитой советской песни: «русский и китаец – братья на век». 2024-2025 гг. были объявлены перекрестными годами китайской культуры в России и российской культуры в Китае.
Действительно, переоценить смысл и итоги госвизита президента Путина в КНР сложно. Ближайшая аналогия – это визит Никсона/Киссинджера 1972 года, который совершил революцию в международных отношениях с той лишь разницей, что Никсон прилетал в Китай в качестве просителя и буквально купил дружбу Китая, а Путин был принят как добрый друг. Сам российский президент назвал визит в КНР «рабочим» в том плане, что все стратегические решения в российско-китайских отношениях давно приняты, а на данном этапе страны планомерно их реализуют. Россия и Китай уже длительное время фигурируют в стратегических документах США и стран Европы как конкуренты и оппоненты, но, пожалуй, только после 16-17 мая Запад начнет говорить о российско-китайском союзе как отдельном явлении международных отношений.
Путин и Си Цзиньпин – это два мировых лидера, чьи представления о глобальной политике и месте своих стран в ней полностью совпадают. Когда Си Цзиньпин пришел к власти в 2013 году, он четко сформулировал главную задачу своего руководства как «великое возрождение китайской нации, пережившей столетие унижения». Такую же цель поставил и Путин, говоря о распаде СССР как «о крупнейшей геополитической катастрофе XX века». Чтобы вернуть своим странам законное историческое место в мире, Россия и Китай должны стоять «спина к спине» – бэй као бэй (背靠背). Великому Китаю нужна Великая Россия. И Китай готов помочь России восстановить экономическое могущество, необходимое для длительного и тяжелого противостояния с Западом.
Нынешний этап в российско-китайском диалоге можно охарактеризовать как совершенствование механизмов взаимодействия и углубление экономического партнерства. По итогам российско-китайских переговоров в расширенном составе, в которых принял участие практически весь обновленный состав российского правительства, было подписано 11 соглашений и десятки межведомственных протоколов.
Особый акцент был сделан на развитии межрегионального сотрудничества. В частности, обсуждался перенос производственных мощностей Норникеля в Китай, что позволит активнее задействовать потенциал Северного морского пути, создание автопромышленного кластера в Калужской области на базе инфраструктуры ушедших европейских компаний, строительство совместно с нефтехимической компанией Haiwei терминала СПГ на Дальнем Востоке, многомиллиардный инфраструктурный проект из Китая в Якутию для увеличения объемов поставок нефти, газа и коксующегося угля, а также налаживание связей между Свердловской областью и провинцией Хэйлунцзян с центром в Харбине. Для того, чтобы ускорить реализацию совместных инвестиционных проектов, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) откроет представительство в Китае. По словам генерального директора РФПИ Кирилла Дмитриева, китайские инвестиции в российскую экономику составляют $175 млрд, но уже через 4 года эта цифра может удвоиться.
После официальной части Владимир Путин и Си Цзиньпин до поздней ночи общались «без галстуков» по ключевым вопросам международной и двусторонней повестки. Затем председатель КНР лично сопроводил российского лидера в аэропорт. Многие обратили внимание, что, прощаясь с Владимиром Путиным, Си Цзиньпин дважды тепло обнял дорого гостя и даже прижался к нему щекой, что является высшим проявлением доверия, поскольку китайская политическая культура не подразумевает яркого выражения эмоций. Особенно на высшем государственно уровне. Так завершился первый день госвизита – Путин покинул китайскую столицу и отбыл в Харбин.
Харбин часто называют «самым русским городом Китая». Провинция Хэйлунцзян граничит одновременно с пятью регионами российского Дальнего Востока. Некогда служивший центром белой эмиграции в Азии город Харбин на современном этапе превратился в важнейший узел российско-китайской дружбы. Расстроенный по проектам советских инженеров в 1989 году город до сих пор удивляет своих гостей русскими вывесками и кварталами сирени. В центре Харбина стоит монумент советским воинам, павшим в боях за освобождение Северо-Восточного Китая. С посещения этого памятника началась протокольная часть второго дня государственного визита российского президента в Китай.
В Харбине Путин посмотрел экспозиции VIII российско-китайского ЭКСПО и IV форума по межрегиональному сотрудничеству РФ и КНР, где его сопровождал заместитель председателя КНР Хань Чжэн. Затем глава российского государства поприсутствовал на службе в храме Покрова Пресвятой Богородицы, а оттуда направился Харбинский политехнический университет (ХПУ), где в кампании заместителя Министра иностранных дел Ма Чжаосюя, посла Китая в России Чжан Ханьхуэя, вице-губернатора провинции Хэйлунцзян Чжан Цисяна и ректора ХПУ Хань Цзецая пообщался со студентами и преподавателями.
Путин отметил, что научно-образовательное сотрудничество занимает одно из приоритетных мест в развитии всего комплекса российско-китайских отношений. Этому, по словам российского лидера, было уделено особое внимание на переговорах с председателем Си Цзиньпином. В конце этого года или в начале следующего при участии СПбГУ, альма-матер президента РФ, в Харбине будет открыт образовательный центр на полторы тысячи студентов. Рассуждая об истории харбинского университета, в становлении и развитии которого важную роль сыграли российские специалисты, Путин произнес фразу, которую можно применить к отношениям между Россией и КНР в целом: «Если в правильном направлении вложить зерно, относиться к нему бережно, оно даёт такие хорошие всходы».
Как показал визит Путина в КНР, зёрна российско-китайской дружбы начали прорастать и давать сильные побеги. Общаясь с журналистами перед отлетом в Москву Владимир Владимирович дал понять, что Россия и КНР не ищут конфликта с Западом, но от своей линии на построение многополярного мира не отступят и не позволят использовать украинский и тайваньский кейс или долларовую монополию против себя. Как во времена Второй мировой войны Китай сковал силы милитаристской Японии на Востоке, дав полную свободу действий СССР на европейском театре, так же и сегодня Россия и КНР отвечают на вызов США сообща – Россия противостоит гибридным угрозам НАТО на европейском театре, в то время как Китай готовится к тяжелой и многолетней борьбе с США и их сателлитами на Тихом океане.
Реакция Запада последовала незамедлительно. Как отметил CNN после майского приезда Путина в КНР, стратегическая двусмысленность в позиции Китая по русскому вопросу была снята – Си Цзиньпин верен обязательствам перед своим российским союзником и ни на шаг не отступит от этой линии даже под нажимом всего коллективного Запада. Если ранее Брюссель и Вашингтон обвиняли Китай в поставках продукции двойного назначения для российского ВПК, то после государственного визита Путина устами министра обороны Великобритании Грант Шэппса начали говорить о поставках «летального оружия» из Китая в Россию. Китайский МИД выступил с заявлением, что не Китай, а Британия является главным виновником срыва мирных переговоров между Россией и Украиной и, как следствие, затягивания украинского кризиса, что дословно повторяет формулу, неоднократно озвученную российским президентом.
Получив на свой ультиматум решительный отказ, США подняли тарифы на китайские электромобили, аккумуляторы, солнечные панели, полупроводники, сталь и алюминий – по некоторым позициям до 100%. В ответ Китай ввел санкции против 12 американских компаний и 10 чиновников, участвующих в поставках вооружений Тайваню, а 23 мая, спустя неделю после приезда Владимира Владимировича, Китай начал совместные учения флота, ВВС, ракетных и сухопутных войск вокруг Тайваня. Оборонное ведомство Китая заявило, что контрмеры против провокаций Тайваня будут продолжаться до полного воссоединения Родины. Начался новый виток глобального противостояния, в котором Россия и Китай будут вместе. Снова Путин и Си Цзиньпин могут встретиться уже в июле.
Мгер Симонян, президент Фонда развития Евразийского сотрудничества
Впервые опубликовано в «Стратегии Развития» №2 (15)