Гюмрийцы эту власть «породили», гюмрийцы ее и «убьют»?!

14.03.2025

Гюмрийцы эту власть «породили», гюмрийцы ее и «убьют»?!

Не за горами выборы в Совет старейшин Гюмри, однако, их исход можно с высокой долей вероятности спрогнозировать уже сейчас – победу одержит правящая партия «Гражданский договор». Относительно недавние выборы в Совет старейшин Еревана и последовавшие выборы мэра столицы тому прямое доказательство. Тогда в ход шли любые методы, власти не чурались применения административного ресурса, что, наверняка, будет использовано и в Гюмри, контроль над электоратом которого «Гражданскому договору» так важно заполучить незадолго до гораздо более важных парламентских выборов 2026-го года. Есть еще несколько важных символических побед, которые Пашинян планирует одержать в Гюмри.

Полагаю, что, прежде всего, «мойшаговцы» Пашиняна будут биться в Шираке, что называется, не на жизнь, а на смерть. Им очень важно показать своим западным кураторам, что в регионе, вопреки присутствию там 102-й российской военной базы, пророссийских настроений нет. Это, несомненно, крайне сомнительно, поскольку многие гюмрийцы служат и работают именно в дислоцированном там военном формировании, и едва ли таят скрытые обиды на коллег-россиян. Что и говорить о руководстве РФ, которое фактически дает им возможность спокойно жить на родине, не отправляясь в поисках хлеба насущного в дальние дали. Вдобавок, многие в Гюмри понимают, что присутствие в области российских войск – гарантия их безопасности. Так что в северной столице Армении скорее приветствуют и любят Россию. Уверен, любой намек на закрытие 102-й базы и вывод российских войск скорее всего станет причиной протеста местного населения.

Однако не далее как 13 марта стало известно о согласовании двух последних пунктов мирного договора между Арменией и Азербайджаном. Речь помимо взаимного отказа от исков в международных судебных инстанциях также идет о выводе третьих сил с приграничных участков. Поначалу это было воспринято, как призыв к выводу из Армении миссии наблюдателей ЕС. Однако позднее в тот же день Пашинян заявил журналистам, что в тексте мирного договора нет ни слова о евронаблюдателях, речь идет о силах третьих стран. Это следует трактовать не иначе, как ожидающийся вывод российских войск, о чем власти конечно же знали заведомо, многократно редактируя текст мирного договора. Вот еще почему правящая команда отправилась в Гюмри уже 9 марта – согласно ЦИК предвыборная агитация должна стартовать лишь 15 марта. Но начать «обработку» гюмрийцев в свою пользу следовало до вынесения вердикта по мирному договору. Не случайно и то, что «делегацию» от «ГД» возглавил не кто-нибудь, а сам премьер-министр страны.

1.jpg

Никол Пашинян на 102-й базе ВС РФ в Гюмри

«Тяжелая артиллерия» в его лице принялась стрелять тут же, правда, патронами старого образца. С трибуны из уст Пашиняна вновь понеслись обвинения в адрес бывших – мол, идут на выборы исключительно с целью сохранения награбленного. «…В выборах в Гюмри участвует незаконно приобретенное имущество на сумму 300-350 миллионов долларов, которое ждет возвращения Республике Армения и ее народу в качестве их собственности. Между тем, известно, кому принадлежит эта недвижимость: это недвижимость Мишика, недвижимость Варданика, недвижимость Робика и недвижимость Сержика. Некоторые вылезли из подвалов, как крысы, и ходят по улицам, проводя политическую кампанию, ради грабежа, ради того, чтобы не возвращать народу награбленное. И мы должны отправить их обратно в их крысиные норы, где они будут ждать справедливости и правосудия армянского народа», – эмоционально вещал Пашинян.

Казалось бы, кого могут зацепить эти избитые фразы? Но нет. Аналитики склонны полагать, что определенная прослойка населения уже оказалась под воздействием этой и любых иных его речей. Дело в том, что так называемые «зомби» в суть сказанного «вождем» чаще всего не вникают. Для них достаточно лишь одного: «вождь» кричит, возмущается – стало быть борется и это хорошо! Итог: Пашинян и команда всегда имеют фору от «зомби» – до падения рейтинга она составляла порядка 5-6%, ныне речь пойдет о 2-3%. Но и это немало для кандидата от власти, рейтинг которой опустился до катастрофических 11,3%.

Делать ставку лишь на истерические выступления в «ГД», конечно же, находят неверным. Поэтому власти шли ва-банк еще с осени прошлого года. В октябре 2024-го избавились от оппозиционного правления Гюмри. К уголовному делу против экс-мэра города Самвела Баласаняна прибавилось еще одно – в отношении сына Хачатура. В итоге 14 членов правящей фракции блока «Баласанян», а также действовавший мэр Вардгес Самсонян, от мандатов отказались. И коалиция оказалась не у дел. В результате праймериз в декабре на должность и.о. мэра сел провластный Сарик Минасян. Дело было сделано. Однако Минасян человек новый, не обладающий особым авторитетом и очевидно, что ему необходима поддержка. Для обеспечения таковой власти теперь идут на все.

Благо, мощный рычаг давления у «ГД» есть в отношении семьи Баласанянов. Речь о вышеуказанных уголовных делах против отца и сына. Чтобы замять эти дела, семью вполне могут привлечь к обеспечению нужных Минасяну голосов. Такое предположение в интервью «Кавказскому узлу» делает и политолог Армен Варданян: «Хотя они (отец и сын Баласаняны – авт.) формально не участвуют (в выборах – авт.), но связи и влияние сохранили. Могут поработать на власть, рассчитывая на прекращение уголовных дел».

2.jpg

Экс-мэр Гюмри Вардан Гукасян

Еще один запрещенный прием был применен в отношении участвующего в выборах экс-мэра Гюмри Вардана Гукасяна (он возглавляет списки «Коммунистической партии»). Уже в конце февраля власти не нашли ничего оригинальнее, как организовать его задержание. Гукасяна и охранника «взяли» по подозрению в незаконном хранении оружия. Позже экс-мэра, правда, отпустили, а второй задержанный был госпитализирован. Но в обществе сформировалось мнение, что бывший градоначальник был арестован намеренно. Это сыграло на его имидже скорее положительно, нежели отрицательно, что и было нужно властям. Политический обозреватель Акоп Бадалян в интервью «Кавказскому Узлу» не исключает, что задержание Гукасяна имело место из расчета властей на поднятие его рейтинга: «У Гукасяна есть рейтинг, но не столь высокий, чтобы власти опасались его. Думаю, что власть, опасаясь других кандидатов, намеренно повышает его рейтинг, чтобы он отобрал голоса у других». Думается, речь идет о голосах тех избирателей, которые за власть голосовать не хотят, а с иным кандидатом пока не определились.

Заявки на участие в гюмрийских выборах подало достаточно большое число участников – 3 блока и 6 партий. Однако реально поддерживающих власти лишь пара – блок «Евроальянс» («Республика», «Во имя Республики» и Европейская партия Армении), а также певец Артем Туманян, возглавляющий список «Рабоче-социалистической партии Армении». Как известно, прозападная «Республика» в 2023 г. помогла «ГД» взять власть в Ереване после выборов мэра, а Туманян также ранее был замешан в провластных «играх». Так что поддержка от них, скорее всего, будет непосредственная. Но лишь ее недостаточно. Следует разобраться с серьезными противниками, что, полагаю, труда не составит.

Так, против блока «Мать Армения» (партии «Интеллектуальная Армения» и «Моя борьба, моя Родина»), список которой возглавляет Карен Симонян, наверняка, будут выступать команды второго и третьего президентов – в отместку за переход Андраника Теваняна в «свободное плавание». За Мартуна Григоряна, возглавляющего блок «Наш город» (партии «Объединенная Армения» и «Родина»), скорее всего, отдадут голоса представители РПА. Но поддержка «своего» однопартийца будет скорее негласной, и это обеспечит ему от силы 2-3% голосов. Что также сыграет на руку «Гражданскому договору». Еще один серьезный оппозиционный кандидат – АРФ «Дашнакцутюн» (АРФД) от участия в гюмрийских выборах, вообще, отказался. Словом, один из основных оппонентов «мойшаговцев» нейтрализован, остальные же, наверняка, будут нейтрализованы по результатам голосования.

3.jpg

Карен Симонян – лидер списка блока «Мать Армения»

В официальном сообщении АРФД, говорящем о не выдвижении кандидата, звучит призыв к формированию оппозиционной коалиции. Но случится ли это с учетом разномастности представленных партий и движений – большой вопрос. Во всяком случае, пока вместо реальных действий оппозиция лишь обменивается с провластными силами взаимными упреками и обвинениями, по сути «клюнув» на брошенную Пашиняном 9 марта очередную наживку в виде упреков по поводу награбленного. Премьер ведет игру, нацеленную на поднятие собственного имиджа и авторитета и, при отсутствии аргументированного и взвешенного противостояния, до начала выборов вполне может убедить в своих «светлых» помыслах гюмрийский народ. А значит и победить в выборах.

Для Пашиняна это необходимо еще и потому, чтобы показать отсутствие авторитета у местного духовенства. Как известно, его Высокопреосвященство архиепископ Микаэл Аджапахян, предводитель Ширакской епархии не поддерживает политику действующего премьера и его команды. Стало быть, победить в выборах среди паствы Аджапахяна с точки зрения Никола Пашиняна будет подразумевать одно: мой авторитет намного выше авторитета Церкви.

Ковать победу на выборах в Гюмри Пашинян и члены его команды будут любой ценой, невзирая на мнение народа, тех людей, кто первыми оказали ему поддержку на старте «бархатной революции» 2018-го. Теперь же они для него лишь отработанный материал, средство для сохранения власти. 112 160 человек – таков электорат Гюмри, который может предрешить исход будущих выборов в Нацсобрание Армении. Если сейчас Пашинян и команда возьмут верх в Гюмри, то на фоне изрядно упавшего рейтинга, получат солидный админресурс, который используют в ходе парламентских выборов 2026-го.

До выборов в Совет старейшин Гюмри еще две недели – они намечены на 30 марта. Остается надеяться, что вопреки всем силам и механизмам, которые наверняка пустит в ход действующая власть, гюмрийцы проявят свойственную им мудрость и преподнесут ей «сюрприз», сплотившись и проголосовав против. К слову, символично, что в 2018-м свой путь на политический олимп «Мой шаг» начал именно 31 марта с гюмрийской площади Вардананц. Гюмрийцы породили эту власть, они смогут с ней и покончить.

Мгер Симонян, президент Фонда развития евразийского сотрудничества


← Назад к списку новостей