Москва – Минск – Ташкент – Пекин: Путин донастраивает Большую Евразию
07.08.2024
Реализация евразийского потенциала является одной из наиболее масштабных и амбициозных целей внешней политики России. В послании к Федеральном Собранию 2015 года президент Путин обозначил необходимость формирования «широкого интеграционного контура на евразийском континенте» через сопряжение евразийской интеграция с китайской инициативой Пояса и Пути (ОПОП) и сотрудничество с блоком АСЕАН. Следом эксперты Валдайского клуба и Высшей школы экономики вывели научную формулу Большого евразийского партнёрства (БЕП), которая подразумевает построение в Евразии континентальной системы межгосударственных отношений нового типа на базе сотрудничества, доверия и всеобщего стремления к безопасности. После Петербургского международного экономического форума 2016 года, на котором вместе с Путиным важность перехода к евразийской геополитической логике на континенте обозначил президент Казахстана Назарбаев, термин Большое евразийское партнерство окончательно вошел в российский дипломатический и научно-практический обиход.
В России понятие «Большая Евразия» пришло на замену концепту «Большой Европы», который был одной из центральных внешнеполитических идей России в 2000-е. Как известно, после Мюнхенской речи Владимира Путина 2007 года, в которой российский лидер подверг критике однополярную модель мира и политику расширения Североатлантического альянса, российско-европейские отношения последовательно ухудшались. Происходили изменения и в идеологической сфере: замена европейской повестки на евразийскую, осознание необходимости укрепления суверенитета, провозглашение курса разворота на Восток. После госпереворота на Украине и начала войны на Донбассе эти изменения стали необратимыми. Россия отмежевалась от Европы даже на уровне терминологии, что говорит о качественном сдвиге российской государственной идеологии и изменении позиционирования страны на международной арене. Россия начала идентифицировать себя не как часть Европы, а как самостоятельное государство-цивилизацию на севере Евразии.
Доктринально идея Большого евразийского партнерства выражена в Концепции внешней политики Российской Федерации от 2023 года. В 4 статье первой главы Россия представлена как обширное евразийское государство, сумевшее за тысячелетнюю историю обеспечить гармоничное сосуществование русского и других народов, составляющих культурно-цивилизационную общность Русского мира. В статье 54 главы 4 говорится о стремлении России «к преобразованию Евразии в единое общеконтинентальное пространство мира, стабильности, взаимного доверия, развития и процветания». В Стратегии национальной безопасности России от 2021 года в статье 101 отмечено, что «обеспечение интеграции экономических систем и развитие многостороннего сотрудничества в рамках Большого Евразийского партнерства» является одним из условий для устойчивого социально-экономического развития страны, укрепления национальной безопасности, становления России как одного из влиятельных центров современного мира.
На практике Большое евразийское партнерство складывается из суммы отношений России с ее внешнеполитическими партнерами по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) и Содружеству независимых государств (СНГ), Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Лигой арабских государств (ЛАГ), Организацией исламской конференции (ОИК), а также с Ираном, Афганистаном, Китаем, Индией, Пакистаном, странами Ближнего Востока и Северной Африки. Всего, согласно классификации ООН, термин Большая Евразия объединяет 48 стран Европы, 50 стран Азии и 7 стран Северной Африки. Примечательно, что несмотря на полную заморозку отношений с европейцами и гибридную войну с Североатлантическим альянсом в Концепции внешней политики мирное и взаимовыгодное равноправное сотрудничество между Россией и Европой признано безальтернативным. С точки зрения российской стратегической мысли, отказ от агрессивной политики по отношению к России позволит европейским государствам занять достойное место в Большом Евразийском партнерстве и многополярном мире.
Существует мнение, что принятие Россией концепции Большой Евразии было вынужденной мерой – ответом на кризис в отношениях с европейскими странами. Даже если конфликт с Западом и сыграл роль спускового механизма в трансформации российской внешней политики, по итогу она пришла к более естественному и равновесному состоянию. Благодаря выгодному положению в центре региона, именуемого в геополитике Хартлендом, а также протяженной географической границе Россия является органичным участником множества региональных подсистем международных отношений: региона Арктики, АТР, Восточной Азии, Центральной Азии, Кавказа, Ближнего Востока. Идея Большой Евразии позволяет объединить разные направления и обеспечить их гармоничное взаимодействие.
Построение Большого евразийского партнерства отвечает целям внутриполитического развития России, состоящих в народосбережении и сохранении единства многонационального российского общества. Воспринятое многими со скепсисом решение Москвы о проведении военной операции в Сирийской арабской республике в 2015 году, в итоге привело к большому внешнеполитическому успеху, поскольку Россия действовала не как сторонний поджигатель, преследующий узкие цели, а как ответственное соседнее евразийское государство, чья безопасность напрямую зависит от исхода сирийской гражданской войны. Ликвидация пылающего очага в Сирии и разгром Исламского государства (запрещенная в России террористическая организация) сделала более стабильным ближневосточный регион и устранила опасный канал воздействия на многонациональный народ России. Таким образом реализация евразийского потенциала не только делает внешнюю политику России более гибкой, но и укрепляет национальную безопасность и внутригосударственное единство.
Большая Евразия, безусловно, станет важным элементом формирующегося многополярного миропорядка. Основная часть государств БРИКС, включая три государства основателя – РФ, КНР и Индию, входят в большую евразийскую семью. Председательствующая в блоке в 2024 году Россия определила в качестве главных приоритетов интеграцию новых членов, принятых в ходе XV саммита в Йоханнесбурге (Египет, Эфиопия, Иран, ОАЭ), и формирование совместной рабочей повестки, которая обеспечит дальнейшее расширение блока. На XVI саммите БРИКС в Казани, который состоится в октябре, будет предложена новая идеология объединения, меры по формированию автономной финансовой системы БРИКС, а также новый этап расширения. Твердо о намерении присоединиться к объединению заявили Венесуэла и Турция. В качестве потенциальных кандидатов рассматривается еще несколько десятков стран.
География международных контактов Владимира Путина в первый месяц после инаугурации четко сигнализирует о том, что развитие Большого евразийского партнерства станет одним из приоритетов его нового президентского срока. 8-9 мая Путин принимал в Москве партнеров по ЕАЭС и СНГ, 23 мая провел в Кремле переговоры с королем Бахрейна Хамадом ибн Иса Аль Халифой. Большую часть второй половины мая президент России провел в разъездах. 16-17 мая Путин посетил с государственным визитом КНР, 23-24 мая Беларусь, 26-27 мая Узбекистан.
Китай стал первым пунктом большого евразийского турне российского президента. Россию связывает с Китаем не только обширная двусторонняя повестка, но и общее видение евразийской политики. По факту Си Цзиньпин, провозгласив в 2013 году доктрину Нового Шёлкового пути, которая в дальнейшем эволюционировала в концепцию Пояса и Пути, сделал первый шаг к построению Большого евразийского партнерства. В мае 2015 года, во время визита Си Цзиньпина в Москву по случаю 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, было принято Совместное заявление России и Китая о сотрудничестве по сопряжениюстроительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шёлкового пути. В совместном заявлении Путина и Си Цзиньпина по итогам визита российского президента в КНР в июне 2016 года была подтверждена приверженность сторон соглашению о сопряжении ЕАЭС и ОПОП и общая нацеленность на создание евразийского всеобъемлющего партнерства. В мае 2018 года было заключено Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны.
Значительное влияние на формирование российско-китайского евразийского альянса оказала американская политика. Со времен Холодной войны линию США на евразийском континенте определял стратегический страх перед Большой Евразией, которая в классических трудах по геополитике Маккиндера, Спайкмана, Бжезинского, признавалась единственной силой, способной бросить вызов американскому морскому могуществу. Чтобы не допустить складывание евразийского мегаконтинента, Вашингтон активно вмешивался в отношения между странами региона, сеял между ними рознь, поддерживал региональные конфликты. Эта политика принесла ряд ярких и важных побед – визит Никсона/Киссинджера в Китай в 1972 году, Афганская война 1979-1989 гг., распад СССР в 1991 году, операция «Буря в пустыне» в 1991 году – благодаря которым США вышли из Холодной войны единственной сверхдержавой, что позволило им провозгласить Конец истории, заключавшийся, с их точки зрения, в победе рыночной либеральной демократии.
Операция «Буря в пустыне» – первая война XXI века
Однако дальнейшее развитие событий показало, что триумф США был очень краткосрочным. Вашингтон взвалил на себя невыполнимые задачи. Провал в Ираке, Сирии, Ливии, позорное бегство из Афганистана, бесперспективная кампания на Украине, постыдная война Израиля в Газе и конфликт с Китаем уничтожили американский авторитет в Евразии, а военное и экономическое давление Америки на Китай в АТР (в Америке используют термин Индо-Тихоокеанский регион – ИТР) и Россию в Европе привело к формированию евразийской оси Москва – Пекин.
В Совместном заявлении России и Китая, принятом по итогам переговоров Путина и Си Цзиньпина 16 мая 2024 года, было отмечено, что российско-китайские отношения достигли наивысшего за всю историю уровня доверия, интенсивности и охвата. Россия и Китай создали более продвинутую форму межгосударственного взаимодействия по сравнению с военно-политическими союзами времен Холодной войны, которая не носит блокового характера и не направлена против третьих стран. Евразийская повестка признана в Заявлении одним из важнейших направлений сотрудничества, как и общие инфраструктурные проекты в Евразии. Стороны условились продолжать работу по реализации договоренности лидеров двух стран о параллельном и скоординированном развитии Большого Евразийского партнерства и инициативы «Один пояс, один путь» в целях создания условий для устойчивого суверенного социально-экономического развития государств Евразии, а также наращивать трехстороннее взаимодействие с Монголией по созданию трансевразийского экономического коридора.
Юбилейный саммит ЕАЭС в Москве, прошедший за неделю до приезда Владимира Путина в Китай, ознаменовался принятием решения о старте переговоров о формировании временной зоны свободной торговли между Евразийским союзом и Монголией. По такой же схеме была установлена зона свободной торговли между ЕАЭС и Ираном, запущенная в декабре 2023 года. Фактически усилия России и стран ЕАЭС по формированию зон свободной торговли и выходу на новые рынки в ближнем и дальнем зарубежье является точкой сопряжения российских и китайских интеграционных проектов на континенте, шагом в сторону построения Большого евразийского партнерства.
Следующие две зарубежные поездки российского президента также были в пределах евразийского региона. 23-24 мая Владимир Путин посетил Беларусь, а 26-27 мая Узбекистан. В рамках юбилейного саммита ЕАЭС в Москве Путин провел крайне продуктивные переговоры с Лукашенко и Мирзиёевым. Ответный визит Путина спустя всего две недели говорит о том, что отношениям с этими странами придается ключевое значение.
Пресс-конференция по итогам российско-белорусских переговоров
Лукашенко прямо заявил об этом на итоговой пресс-конференции с Путиным. По словам Александра Григорьевича, сотрудничество России и Белоруссии уже «вышло за пределы земной поверхности». Так белорусский лидер красноречиво высказался о недавнем участии белорусской космонавтки Марины Василевской в 13-дневной миссии Роскосмоса на МКС, однако эту метафору можно применить к российско-белорусским отношениям в целом. Вместе с президентом РФ в Беларусь прибыла представительная правительственная делегация, куда вошли глава МИД Лавров, первый вице-премьер Мантуров, вице-премьер Новак, помощник президента Ушаков, министр финансов Силуанов, глава Росатома Лихачев, министр энергетики Цивилев и новый министр обороны Белоусов.
В узком и расширенном составе обсуждались вопросы единой промышленной политики Союзного государства и политики импортозамещения, новые условия поставок нефти и газа, возведение 3-го блока Белорусской АЭС, формирование общего энергорынка, модернизация железнодорожной инфраструктуры и обновление подвижного состава, упрощение доступ к Госзакупкам, сотрудничество между регионами, охрана границ и безопасность. Подводя итог переговорам, Путин и Лукашенко констатировали, что на сегодняшний день нерешённых вопросов между Россией и Беларусью не осталось.
Путин и Лукашенко обсуждали не только двусторонние отношения, но и общую глобальную повестку. Лукашенко также является приверженцем идеи построения Большой Евразии и хочет, чтобы Беларусь принимала активное участие в ее формировании. Пока Путин находился с официальным визитом в Китае, Лукашенко совершил успешную поездку в Азербайджан, о результатах которой он подробно рассказал Путину на переговорах в Минске, а после встречи с российским коллегой начал подготовку к государственному визиту в Монголию, который проходил с 1 по 4 июня. Лукашенко поработал весьма плодотворно: Беларусь и Монголия заключили 14 межгосударственных соглашений, в том числе Договор о дружбе и сотрудничестве. Из Монголии белорусский лидер прибыл с рабочим визитом в соседний Иркутск.
Узбекистан стал последним пунктом послеинаугурационного евразийского турне Владимира Путина. Российско-узбекистанские отношения носят характер стратегического партнёрства и союзничества. В Ташкенте, куда российский президент прибыл по приглашению Шавката Мирзиёева, узбекский протокол создал очень конструктивную и теплую атмосферу для переговоров. В первый день визита Путин и Мирзиёев посетили парк «Новый Узбекистан», где российский лидер возложил венок к монументу независимости. Основные мероприятия прошли во второй день визита, когда Путин и Мирзиёев провели переговоры в Президентском дворце в узком и широком составе, приняли участие в первом заседании Совета регионов Российской Федерации и Республики Узбекистан и посетили мемориальный комплекс «Парк Победы».
И российская, и узбекская стороны оценили переговоры как очень успешные. Подписанные по итогу визита 27 соглашений открывают новую веху в межгосударственных отношениях. Россия и Узбекистан договорились о сотрудничестве в сфере промышленности, торговли, энергетики, финансов, логистики, фитосанитарного контроля, науки, образования и культуры. Было объявлено о запуске совместной инвестиционной платформы, об открытии полноценного узбекского торгового представительства в РФ, и, конечно, о строительстве в Узбекистане АЭС малой мощности. Лидеры очень позитивно оценили динамику российско-узбекистанских отношений. За последние несколько лет взаимный товарооборот достиг $10 млрд, но учитывая набранные темпы роста торговли – за первую половину 2024 года он составил 30% – стороны ожидают достигнуть планки в $20 млрд уже через 1-2 года.
В совместном заявлении Путин и Мирзиёев констатировали близость позиций стран по большинству вопросов двусторонних отношений, безопасности, региональных и международных проблем. Шавкат Мирзиёев выразил готовность продолжать движение в сторону расширения партнерства Узбекистана с ЕАЭС в целях дальнейшего углубления торгово-экономических и кооперационных связей. Лидерами стран была дана положительная оценка итогам первого заседания рабочей группы по развитию мультимодального транспортного коридора «Беларусь – Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан», состоявшегося 23 апреля 2024 г. в г. Термезе. Также Путин и Мирзиёев подтвердили готовность координировать усилия для восстановления мира и стабильности в Афганистане для того, чтобы снять угрозы безопасности для Центральной Азии и соседних регионов.
Примечательно, что вскоре после визита Путина в Узбекистан появилась информация о том, что делегация Талибана (запрещенная в России террористическая организация) может принять участие в Петербургском международном экономическом форуме. Также появилась информация, что российские власти изучают вопрос об исключении Талибана из списка экстремистских и террористических организаций. Вслед за Россией шаг навстречу нормализации Афганистана сделал Казахстан. 3 июня на встрече со спикерами палат парламентов стран ОДКБ президент Токаев сообщил, что Казахстан исключил Талибан из списка террористических организаций «из соображения важности развития сотрудничества с современным Афганистаном». Есть все основания полагать, что заданному ОДКБ тренду последуют и участники контактной группы ШОС-Афганистан. Вокруг Афганистана наконец начнётся формирование конструктивной рабочей среды, что позволит сделать его полноценным участником международных отношений – результат, которого Штатам не удалось добиться за 20 лет афганской операции.
В июне евразийские направления продолжили доминировать в международном графике Путина. По сообщениям МИД РФ, на высокой стадии согласования находятся визиты российского президента в КНДР и Вьетнам – два важных евразийских государства. Донастройка Большой Евразии продолжается.
Иван Сидоров, эксперт Фонда развития Евразийского сотрудничества
Впервые опубликовано в «Стратегии Развития» №2 (15)
Фото взяты из открытых источников