Об актуализации площадок «3+3» и БРИКС во внешней политике Армении
11.12.2024
Впервые опубликовано в «Стратегии развития» №3 (16)
Мы являемся свидетелями быстро меняющихся глобальных и региональных реалий, которые заставляют серьезнейшим образом задуматься о месте и роли небольших государств в современном мире. Хорошо известно, что мир становится все более многополярным. Разные центры влияния и притяжения все громче заявляют о своих правах иметь собственную внешнюю и внутреннюю политику, основанную на национальных интересах. При этом, мир сегодня не только не однополярен (имея ввиду роль США в современном мире), но и не является ареной состязания только глобального Запада, России и Китая. В современном мире и другие политические акторы заставляют международное сообщество с большим уважением относится к себе. В регионе Южного Кавказа такими акторами являются Турция и Иран.
Региональная консультативная площадка «3+3», как известно, имеет целью гармонизировать позиции и интересы трех стран Южного Кавказа – Азербайджана, Армении и Грузии – с тремя влиятельными соседями региона – Россией, Турцией и Ираном.
После 44-дневной войны и исхода армянского населения Нагорного Карабаха с мест исконного проживания в армянском общественно-политическом дискурсе много обсуждается тема о резко увеличившейся роли Турции, которая на Южном Кавказе выступает в тандеме с Азербайджаном. Турецко-азербайджанский союз имеет возможность стать доминирующей силой в регионе, с мнением которого уже не могут не считаться прежде всего западные партнеры. Россия, после распада Советского Союза, не является более доминирующей силой на Южном Кавказе. Понятно, что внерегиональные акторы (США, ЕС и КНР) также желают усиливать свое присутствие, исходя из важности региона для осуществления их глобальных и региональных планов.
Думается, что стратегия России наших дней на Южном Кавказе заключается в желании закрепиться в регионе, обеспечить свои жизненно важные интересы у южных границ, а также стимулировать региональное и международное сотрудничество с целью гармонизации интересов, в первую очередь, сопредельных региону стран. Это предусматривает также совместное выступление на международной арене с согласованными позициями и близкими подходами, направленными на минимизацию негативной роли западных центров, преследующих цель выдворить Россию из Южного Кавказа, либо использовать регион для нанесения ей «стратегического поражения». Мы говорим об этих известных и очевидных политических постулатах по той причине, что трансформация международной жизни заставляет пристальнее вглядеться в действия стран тройки Россия, Иран и Турция, чтобы понять, насколько реальны последствия их усилий.
22-24 октября в Казани пройдет Саммит БРИКС. Ожидается, что там будет подписан договор о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран. Стратегически партнерские отношения России и Ирана – явление новое, и это заставляет задуматься о значении и последствиях этого нового уровня сотрудничества для региона.
Для Армении сотрудничество с Россией и Ираном имеет первостепенную важность. Россия является крупнейшим торгово-экономическим партнером Армении, вторым по значению инвестором в армянскую экономику, крупнейшим хозяйствующим субъектом в Армении. Российские релоканты играют значительную роль в экономической жизни небольшой страны. Российские туристы составляют самый большой сегмент (42%) в общем туристическом потоке в Армению. Из России в страну поступает самое большое количество прямых трансфертов. Около 40 тыс. армянских трудовых мигрантов работают в России. Все это свидетельствует о важности России для политической, экономической и культурно-гуманитарной жизни нашей страны.
Что касается Ирана, то 33-летняя история существования нашего независимого государства показала, что он является испытанным, добрым и верным соседом, заинтересованным как в развитии отношений с Арменией, так и в стабильности региона Южного Кавказа. Иранские официальные лица постоянно повторяют своим армянским коллегам о нежелании допустить внерегиональных акторов на Южный Кавказ, что чревато угрозами и напряжением для Ирана. Таким образом Иран заинтересован в развитии инициативы «3+3», считая эту форму регионального взаимодействия лучшей гарантией безопасности для его северных границ.
Премьер-министр Армении недавно публично заявил, что формат «3+3» является правильным и важным для Армении, и что страна будет и дальше участвовать в нем. Это хорошая новость в том смысле, что в общественной жизни страны в вопросах регионального сотрудничества прислушиваются к голосу разума и наработкам научно-экспертных кругов. И здесь мы снова задаемся вопросом: а возможно ли такое сотрудничество России и Ирана, которое будет влиять на политические реалии Армении, как самой чувствительной страны нашего региона? Достаточным ли будет тот потенциал влияния, который эти две страны на основе сотрудничества и взаимных согласований будут проводить в регионе и, в частности, Армении?
Еще 6 лет тому назад лидеры Армении и Ирана говорили о потенциале двустороннего экономического сотрудничества и доведении торгового оборота до 1 млрд долларов. Прошло 6 лет и объем этой торговли сегодня составляет около 700 млн долларов в год. Причина взаимной сдержанности в торговых делах в первую очередь кроется в боязни предпринимателей и политиков нарушать западные санкции в отношении Ирана. Сегодня, когда Россия и Иран стремятся развивать стратегические партнерские отношения, нужны свежие, оригинальные идеи и новые форматы сотрудничества, способные на деле минимизировать ущерб от известных санкций. Среди этих нестандартных решений на первый план выступает стремление двух стран вести торговлю в национальных валютах. Сегодня на Международном евразийском экономическом форуме в Ереване (который является крупнейшим мероприятием ЕАЭС года) вновь поднят вопрос о возможности доведения объемов торговли между Арменией и Ираном до 1 млрд долларов и более.
Аналитиков и исследователей в Армении очень интересует вопрос, способно ли экономическое сотрудничество между ЕАЭС и Ираном (который в Казани станет наблюдателем в ЕАЭС) иметь такие масштабные и серьезные последствия, которые станут мощным политическим аргументом для Армении и Грузии более активно включиться в региональные новые транспортные и экономические процессы.
Хочется сказать несколько слов об армяно-грузинских отношениях. Сегодня они подняты на уровень стратегического партнерства. Политическая элита Армении хочет с большим вниманием изучить 22-летний опыт Грузии в направлении членства в НАТО и ЕС. Но это сегодня делается на фоне тех видных политических трансформаций, которые происходят в соседней Грузии.
Недавно я выступал на международной конференции, посвященной гуманитарным стратегиям внерегиональных акторов на Южном Кавказе. После моего выступления уважаемая коллега из Грузии, улыбаясь говорила, что то, что сегодня активно муссируется в Армении, уже было в Грузии лет 15-20 тому назад. Грузинское общество очень ждет 2030 г., когда ЕС может обсудить вопрос приема страны в свои ряды. Но этого может и не произойти. Турция также более 30 лет ждет своей очереди на вступление в ЕС, и эти разговоры в стране не являются более актуальными или популярными. Так что Грузия наших дней задалась вопросом, может ли она, не уступая в своих евроожиданиях, большим образом подключиться к региональным процессам? Грузинские эксперты сегодня изучают возможность участия страны в формате «3+3». Задействование этого формата в полном объеме (подключением Грузии) отвечает интересам всех участников.
Хочется сказать об урегулировании армяно-азербайджанских и армяно-турецких отношений. Президент Турции Р. Эрдоган заявил между прочим, что он откроет границы с Арменией, как только ему позвонит президент Азербайджана Г. Алиев. Еще несколько недель тому назад казалось, что армяно-азербайджанский договор о мире может быть подписан в ближайшие месяцы, так как 13 пунктов из 16 уже согласованы. Однако согласование последних трех пунктов затягивается по понятным причинам, и все меньше оптимизма остается в вопросе быстрой нормализации отношений. Кажется, что превращение Армении в активный транспортный перекресток будет самым серьезным вкладом нашей страны в развитие регионального экономического сотрудничества.
Турция, Иран и Азербайджан заявили о желании быть членами БРИКС. Кажется, это самый сильный толчок для Армении в деле подключения к указанному процессу. Премьер-министр Армении Н. Пашинян заявил, что вопрос членства страны в этой организации официально не обсуждается. Но он принял приглашение президента России В. Путина поехать в Казань. Значит ли это, что в кулуарах армянской политики начнут изучать возможность участия в БРИКС серьезным образом?
И в конце два слова о Китае. Китай наращивает присутствие в Армении. Но Армения на третьем месте после Азербайджана и Грузии с точки зрения объемов экономического сотрудничества. Огромное здание китайского посольства в Ереване не оставляет сомнений в том, что КНР будет развивать отношения с Арменией по всем направлениям. Это сближение проходит на фоне масштабного сближения Китая и России. Как известно, китайско-российские отношения также носят характер стратегического партнерства. Языком общения китайцев и армян в Ереване является русский язык.
В Армении наших дней много говорят о росте влияния Китая в мире и о возможностях, которые эта страна предоставляет дружественным народам. Евразийская экономическая интеграция проходит на фоне сопряжения с китайской инициативой «Один пояс, один путь». Все страны, которые были перечислены в этой статье (кроме Армении) являются участниками Шанхайской организации сотрудничества. Это еще один аргумент в пользу активизации политики Армении в указанных направлениях. Было бы недопустимой роскошью пренебрегать всеми этими аргументами и продолжать разговоры о приоритете отношений с глобальным Западом. На самом деле нужна здоровая, многовекторная политика, основанная на учете взаимных интересов. Уроки, которые подают Армении Россия, Китай, Иран, Грузия, Турция и Азербайджан, заставляют осмыслить место нашей страны в современном полицентричном мире. Наши приоритеты не могут быть противопоставлены интересам наших больших и малых соседей.
Арам Сафарян, координатор Евразийского экспертного клуба, политический аналитик