Приехал, наобещал, уехал – как Франция пытается перетянуть Армению на свое «поле»
18.09.2024
Приехал, наобещал, уехал – как Франция пытается перетянуть Армению на свое «поле»
Ярким примером ведения нынешним руководством Армении далеко не самой успешной многовекторной внешней политики можно назвать недавний визит в Армению министра иностранных дел Франции Стефана Сежурне. Сежурне прибыл в Ереван, чтобы заверить армянское руководство в том, что Париж продолжает поддерживать европейские амбиции Еревана, а также намерен и далее развивать сотрудничество в оборонной сфере и экономике. То есть ничего нового французский политик, по сути, не озвучил. Зато не упустил возможности выступить с армянской трибуны с угрозами в адрес России.
Сложилось впечатление, что именно с этой целью он и прилетел в РА в последние дни своего пребывания на занимаемой должности – Сежурне уже ушел в отставку, как и практически весь оскандалившийся на летней Олимпиаде кабинет его любовника Габриэля Атталя. Однако, отставив в сторону нюансы личной жизни экс-главы МИД Франции, вернемся к немаловажным нюансам его приезда в Ереван, а главное – «многовекторности» политики нынешнего руководства Армении.
Еще в конце лета премьер-министр Армении демонстрировал свое всяческое расположение к России, высказываясь в ходе пресс-конференции 31 августа об РФ более чем уважительно. Никол Пашинян заявлял о недопустимости разговаривать с такой Державой, как Россия в сколь-нибудь уничижительном тоне, куда уж там, на языке угроз. Но не прошло и месяца, как не он сам, но глава внешнеполитического ведомства Франции именно с армянской трибуны обвинил РФ в попытках оказать давление на Армению. А также заявил, что Париж «предостерегает Москву от давления на «движущийся к демократии Ереван».
При этом министр сопроводил свои речи порцией обещаний, что выглядело не иначе, как очередная попытка перетянуть Армению на свое поле. Перефразируя язык дипломатии, Франция скорее не угрожала России, а делала очередное «интересное» предложение Армении взамен на полный отказ от стратегических, партнерских отношений с РФ. И на это предложение Армения не сказала «нет».
Предложение и впрямь весьма заманчивое. Первым делом министр ИД Франции оговорил содействие в укреплении стратегической инфраструктуры Армении, в частности в энергетике и водоснабжении. Заявил также о намерении поддержать программу армянского правительства «Перекресток мира» по урегулированию на Южном Кавказе, и оказать содействие развитию военно-технических связей двух стран. «Мы продолжим сотрудничество с Арменией в сфере обороны. Армения должна иметь возможность защитить свою целостность, территорию, население», – сказал Стефан Сежурне.
Звучало это складно и многообещающе. Однако практически за год интенсивного межгосударственного диалога, как известно, стартовавшего осенью 2023-го, Франция по существу ничего для Армении не сделала. О партии бронеавтомобилей, доставленных в конце прошлого года через Грузию, эксперты высказались весьма скептически. В СМИ отмечалось, что Армении были переданы многоцелевые бронеавтомобили Bastion, от которых отказались украинские власти. «Эти <...> транспортные средства изначально предназначались для Украины, но Киев посчитал их плохо защищенными от артиллерийского огня и противотанковых ракет», – говорилось в публикации Ouest-France. То есть по факту Армении «скинули» 20 единиц бронированных машин, которые если на что-то и годны, так это на осуществление мониторинга наблюдательной миссией ЕС в РА, а не на осуществление боевых функций ВС Армении.
Еще один французский «презент», поступивший в РА на основании подписанного осенью 2023-го соглашения – три радара Ground Master 200. Радары хорошие, ничего не скажешь – во всяком случае, согласно публикациям, этот вид оборонной продукции предназначен не только для обнаружения воздушных угроз и идентификации реактивных истребителей, ракет и вертолетов, но и располагает техническими возможностями, позволяющими отличать птиц от дронов. Не хило! Однако те же военные аналитики отмечали, что для восстановления ПВО армянской армии, практически утратившей свою боеспособность после 44-дневной войны, трех радаров Ground Master 200 (или индийских ЗРК, произведенных на базе советских технологий), все же недостаточно. «Для создания надежной, эшелонированной системы ПВО необходимы как радиолокаторы ближнего действия, так и зенитно-ракетные комплексы, а также средства, способные фиксировать воздушные цели с достаточно большого расстояния и нейтрализовать их», – писали отдельные СМИ. Однако пока о поставках такого вооружения из Франции вроде бы ничего не слышно.
Единственной последней громкой новостью стало сообщение главы Минобороны Франции Себастьяна Лекорню о том, что в июне 2024-го был подписан контракт с Арменией на закупку французских самоходных артиллерийских установок CAESAR. Когда будут осуществлены поставки пока неясно. Но сама новость оказалась весьма резонансной, причем отнюдь не в пользу Армении. Комментируя сделку по CAESAR, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что Франция провоцирует очередной виток эскалации на Южном Кавказе. Схожее заявление сделал и помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев: «Армения проводит политику милитаризации, это факт. Активная поддержка Армении рядом западных стран, особенно Францией, создает напряженность на Южном Кавказе». Фактически на фоне готовящегося подписания мирного договора с Азербайджаном Франция раздувает огонь в едва затухшем огне эскалации между сторонами, думая исключительно о собственных меркантильных интересах – смены внешнеполитического курса Армении с российского на европейский.
И, наверняка, визит Сежурне не случайно совпал с началом сбора подписей за вступление Армении в ЕС. Процесс этот стартовал в РА как раз 16 сентября. Продлится он вплоть до 14 ноября, и для вынесения проекта закона на обсуждение парламента требуются подписи 50 тыс. граждан. Так что те громкие заявления, что сделал в Ереване глава МИД Франции, скорее всего, помогут набрать нужные подписи. Европейский благодетель, в частности, заявил о намерении Парижа выделить на содействие вынужденным переселенцам из Арцаха ни много ни мало – €29 млн. «Франция сделала все, чтобы отношения Армении и Евросоюза развивались. К примеру, ЕС и Армения уже официально 9 сентября заявили о начале переговоров по либерализации визового режима, и это важный прогресс по сближению наших народов», – заключил Сежурне в ходе пресс-конференции в Ереване.
Вводя безвизовый режим, Франция фактически бросает наживку, на которую «клюнет» немало граждан РА. Это вызовет колоссальный отток населения из республики – прежде всего, талантливой молодежи. Это не только лишит Армению будущего, но ударит и по политике самого Никола Пашиняна, делающего ставку на малый и средний бизнес, IT-сектор, где занята преимущественно молодежь. Однако так глубоко нынешняя власть думать не привыкла. Главное для временщиков – урвать побольше сейчас, а там уж видно будет…
Однако уже сейчас очевидно: членство в ЕС будет означать для Армении полный отказ от территорий, как Нагорного Карабаха, так и Сюника, приграничных с Азербайджаном армянских сел. Но самое страшное – стране придется отказаться от собственной идентичности. Тревожным звоночком на сей счет уже стало намерение перекроить герб и гимн страны. А буквально на днях желание изъять определение «национальный» из названий культурных учреждений республики изъявил Минкульт Армении. МОНКС РА выступило с предложением о внесении поправок к закону «Об основах культурного законодательства», согласно коим слово «национальный» в названиях культурных учреждений предлагается заменить на «государственный». Бред? Вовсе нет. Это реальность. Очередное стремление армянских властей выполнить «заказ» европейских кураторов, осуществить тройное сальто в ходе своей, так называемой, «многовекторной» политики. Вот только как бы в таком сальто не разорваться на части.
К слову, подобную опасность приняли к сведению кавказские соседи Армении. Осознав все угрозы, связанные со сменой внешнеполитического курса, ныне они активно проводят национально-ориентированную политику. Так, премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе на днях весьма резко отреагировал на введение со стороны США санкций в отношении граждан Грузии, заявив, что в случае принятия еще одного подобного решения, возможно, последует существенный пересмотр позиции Грузии по двусторонним отношениям. Смело.
Еще один достойный шаг – власти Грузии без оглядки на райские кущи, которые сулят представители Запада, выдворяют со своей территории сотрудников западных НПО, активно продвигающих на внутриполитической арене чуждые республике идеалы и ценности. Это заслуживает лишь уважения, ибо нет ничего дороже Родины и всего, что делает тебя ее частичкой. Обидно, что, невзирая на пример соседей, руководство Армении ведется на европейские посулы, создавая для закордонных НПО всяческие благоприятные условия.
От прозападной политики отказался и Азербайджан – от США, Европы и даже старшего «брата» Турции, отстранился даже Ильхам Алиев. При этом официальный Баку усилил межгосударственный диалог с Россией. Ранее Москва и Баку успешно запустили МТК «Север-Юг», а в августе нынешнего года этот вопрос вновь весьма активно обсуждался в рамках визита в Азербайджан лидера РФ Владимира Путина. Комментируя проект в одном из интервью, заведующий сектором Центральной Азии Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН), кандидат исторических наук Станислав Притчин отметил, что проект «Север – Юг» является главным магистральным проектом РФ: «Причем самое примечательное здесь, что Россия и Азербайджан со своей стороны выполнили все договоренности и готовы к расширению инфраструктуры. Кроме того, это возможность для России открыть новый путь, который будет альтернативой блокируемым западным направлениям для торговли. Для Азербайджана, конечно же, это возможность наращивания и использования своего транзитного потенциала».
Остается отдать должное дальновидности руководства Баку – по многочисленным оценкам, год от года трафик по МТК «Север-Юг» будет лишь расти, поскольку увеличивается объем торговых отношений России с Индией. Нью-Дели даже рассматривает возможность создать зону свободной торговли с Евразийским союзом, чтобы нарастить товарный поток. Так что Азербайджан знает, что делает.
На этом фоне руководство РА, своей проевропейской и антироссийской политикой фактически отрезает Армению от выгодных международных проектов. Расчет, вероятно, делается на некие гипотетические европейские «прожекты». Но они сегодня есть, а завтра с новой волной предъявляемых Европой требований смыты и отправлены в небытие.
Все, что требуется от избранного правительства Армении – это вести проармянскую политику: создавать привлекательные условия для жизни в республике, минимизировать региональные риски, участвовать в выгодных для страны проектах. Все это возможно при поддержке давнего, надежного и верного стратегического партнера – России, готового всегда оказать содействие, поддержать в трудную минуту. Отказываться от партнерства с Россией, как минимум, не мудро.
Увы, «многовекторная» политика Пашиняна, судя по происходящему, воспринимается правящей командой своеобразно. Когда выгодно – идем этим путем, когда не очень – «переобуваемся» и меняем курс на «удобный». Выходим из ОДКБ, но остаемся в ЕАЭС. Дружим с Россией, но держим курс на Запад. Словом, пытаемся совместить несовместимое, усидеть на всех стульях разом. Но возможно такое лишь до поры до времени. Рано или поздно Армения останется один на один с грозным противником, экономическими проблемами и весьма призрачным европейским будущим. Ибо тот, кто все время живет в долг, не следит за языком, ведет недальновидную внешнюю политику, способен оставить потомкам лишь долги да пустые обещания…
Мгер Симонян, президент Фонда развития Евразийского сотрудничества
Фото взяты из открытых источников