Приехал, наобещал, уехал – как Франция пытается перетянуть Армению на свое «поле»

18.09.2024

Приехал, наобещал, уехал – как Франция пытается перетянуть Армению на свое «поле»

Приехал, наобещал, уехал – как Франция пытается перетянуть Армению на свое «поле»

 

Ярким примером ведения нынешним руководством Армении далеко не самой успешной многовекторной внешней политики можно назвать недавний визит в Армению министра иностранных дел Франции Стефана Сежурне. Сежурне прибыл в Ереван, чтобы заверить армянское руководство в том, что Париж продолжает поддерживать европейские амбиции Еревана, а также намерен и далее развивать сотрудничество в оборонной сфере и экономике. То есть ничего нового французский политик, по сути, не озвучил. Зато не упустил возможности выступить с армянской трибуны с угрозами в адрес России.

Сложилось впечатление, что именно с этой целью он и прилетел в РА в последние дни своего пребывания на занимаемой должности – Сежурне уже ушел в отставку, как и практически весь оскандалившийся на летней Олимпиаде кабинет его любовника Габриэля Атталя. Однако, отставив в сторону нюансы личной жизни экс-главы МИД Франции, вернемся к немаловажным нюансам его приезда в Ереван, а главное – «многовекторности» политики нынешнего руководства Армении.

Еще в конце лета премьер-министр Армении демонстрировал свое всяческое расположение к России, высказываясь в ходе пресс-конференции 31 августа об РФ более чем уважительно. Никол Пашинян заявлял о недопустимости разговаривать с такой Державой, как Россия в сколь-нибудь уничижительном тоне, куда уж там, на языке угроз. Но не прошло и месяца, как не он сам, но глава внешнеполитического ведомства Франции именно с армянской трибуны обвинил РФ в попытках оказать давление на Армению. А также заявил, что Париж «предостерегает Москву от давления на «движущийся к демократии Ереван».

1.jpg

При этом министр сопроводил свои речи порцией обещаний, что выглядело не иначе, как очередная попытка перетянуть Армению на свое поле. Перефразируя язык дипломатии, Франция скорее не угрожала России, а делала очередное «интересное» предложение Армении взамен на полный отказ от стратегических, партнерских отношений с РФ. И на это предложение Армения не сказала «нет».

Предложение и впрямь весьма заманчивое. Первым делом министр ИД Франции оговорил содействие в укреплении стратегической инфраструктуры Армении, в частности в энергетике и водоснабжении. Заявил также о намерении поддержать программу армянского правительства «Перекресток мира» по урегулированию на Южном Кавказе, и оказать содействие развитию военно-технических связей двух стран. «Мы продолжим сотрудничество с Арменией в сфере обороны. Армения должна иметь возможность защитить свою целостность, территорию, население», – сказал Стефан Сежурне.

Звучало это складно и многообещающе. Однако практически за год интенсивного межгосударственного диалога, как известно, стартовавшего осенью 2023-го, Франция по существу ничего для Армении не сделала. О партии бронеавтомобилей, доставленных в конце прошлого года через Грузию, эксперты высказались весьма скептически. В СМИ отмечалось, что Армении были переданы многоцелевые бронеавтомобили Bastion, от которых отказались украинские власти. «Эти <...> транспортные средства изначально предназначались для Украины, но Киев посчитал их плохо защищенными от артиллерийского огня и противотанковых ракет», – говорилось в публикации Ouest-France. То есть по факту Армении «скинули» 20 единиц бронированных машин, которые если на что-то и годны, так это на осуществление мониторинга наблюдательной миссией ЕС в РА, а не на осуществление боевых функций ВС Армении.

Еще один французский «презент», поступивший в РА на основании подписанного осенью 2023-го соглашения – три радара Ground Master 200. Радары хорошие, ничего не скажешь – во всяком случае, согласно публикациям, этот вид оборонной продукции предназначен не только для обнаружения воздушных угроз и идентификации реактивных истребителей, ракет и вертолетов, но и располагает техническими возможностями, позволяющими отличать птиц от дронов. Не хило! Однако те же военные аналитики отмечали, что для восстановления ПВО армянской армии, практически утратившей свою боеспособность после 44-дневной войны, трех радаров Ground Master 200 (или индийских ЗРК, произведенных на базе советских технологий), все же недостаточно. «Для создания надежной, эшелонированной системы ПВО необходимы как радиолокаторы ближнего действия, так и зенитно-ракетные комплексы, а также средства, способные фиксировать воздушные цели с достаточно большого расстояния и нейтрализовать их», – писали отдельные СМИ. Однако пока о поставках такого вооружения из Франции вроде бы ничего не слышно.

2.jpg

Единственной последней громкой новостью стало сообщение главы Минобороны Франции Себастьяна Лекорню о том, что в июне 2024-го был подписан контракт с Арменией на закупку французских самоходных артиллерийских установок CAESAR. Когда будут осуществлены поставки пока неясно. Но сама новость оказалась весьма резонансной, причем отнюдь не в пользу Армении. Комментируя сделку по CAESAR, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что Франция провоцирует очередной виток эскалации на Южном Кавказе. Схожее заявление сделал и помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев: «Армения проводит политику милитаризации, это факт. Активная поддержка Армении рядом западных стран, особенно Францией, создает напряженность на Южном Кавказе». Фактически на фоне готовящегося подписания мирного договора с Азербайджаном Франция раздувает огонь в едва затухшем огне эскалации между сторонами, думая исключительно о собственных меркантильных интересах – смены внешнеполитического курса Армении с российского на европейский.

И, наверняка, визит Сежурне не случайно совпал с началом сбора подписей за вступление Армении в ЕС. Процесс этот стартовал в РА как раз 16 сентября. Продлится он вплоть до 14 ноября, и для вынесения проекта закона на обсуждение парламента требуются подписи 50 тыс. граждан. Так что те громкие заявления, что сделал в Ереване глава МИД Франции, скорее всего, помогут набрать нужные подписи. Европейский благодетель, в частности, заявил о намерении Парижа выделить на содействие вынужденным переселенцам из Арцаха ни много ни мало – €29 млн. «Франция сделала все, чтобы отношения Армении и Евросоюза развивались. К примеру, ЕС и Армения уже официально 9 сентября заявили о начале переговоров по либерализации визового режима, и это важный прогресс по сближению наших народов», – заключил Сежурне в ходе пресс-конференции в Ереване.

Вводя безвизовый режим, Франция фактически бросает наживку, на которую «клюнет» немало граждан РА. Это вызовет колоссальный отток населения из республики – прежде всего, талантливой молодежи. Это не только лишит Армению будущего, но ударит и по политике самого Никола Пашиняна, делающего ставку на малый и средний бизнес, IT-сектор, где занята преимущественно молодежь. Однако так глубоко нынешняя власть думать не привыкла. Главное для временщиков – урвать побольше сейчас, а там уж видно будет…

Однако уже сейчас очевидно: членство в ЕС будет означать для Армении полный отказ от территорий, как Нагорного Карабаха, так и Сюника, приграничных с Азербайджаном армянских сел. Но самое страшное – стране придется отказаться от собственной идентичности. Тревожным звоночком на сей счет уже стало намерение перекроить герб и гимн страны. А буквально на днях желание изъять определение «национальный» из названий культурных учреждений республики изъявил Минкульт Армении. МОНКС РА выступило с предложением о внесении поправок к закону «Об основах культурного законодательства», согласно коим слово «национальный» в названиях культурных учреждений предлагается заменить на «государственный». Бред? Вовсе нет. Это реальность. Очередное стремление армянских властей выполнить «заказ» европейских кураторов, осуществить тройное сальто в ходе своей, так называемой, «многовекторной» политики. Вот только как бы в таком сальто не разорваться на части.

3.jpg

К слову, подобную опасность приняли к сведению кавказские соседи Армении. Осознав все угрозы, связанные со сменой внешнеполитического курса, ныне они активно проводят национально-ориентированную политику. Так, премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе на днях весьма резко отреагировал на введение со стороны США санкций в отношении граждан Грузии, заявив, что в случае принятия еще одного подобного решения, возможно, последует существенный пересмотр позиции Грузии по двусторонним отношениям. Смело.

Еще один достойный шаг – власти Грузии без оглядки на райские кущи, которые сулят представители Запада, выдворяют со своей территории сотрудников западных НПО, активно продвигающих на внутриполитической арене чуждые республике идеалы и ценности. Это заслуживает лишь уважения, ибо нет ничего дороже Родины и всего, что делает тебя ее частичкой. Обидно, что, невзирая на пример соседей, руководство Армении ведется на европейские посулы, создавая для закордонных НПО всяческие благоприятные условия.

От прозападной политики отказался и Азербайджан – от США, Европы и даже старшего «брата» Турции, отстранился даже Ильхам Алиев. При этом официальный Баку усилил межгосударственный диалог с Россией. Ранее Москва и Баку успешно запустили МТК «Север-Юг», а в августе нынешнего года этот вопрос вновь весьма активно обсуждался в рамках визита в Азербайджан лидера РФ Владимира Путина. Комментируя проект в одном из интервью, заведующий сектором Центральной Азии Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН), кандидат исторических наук Станислав Притчин отметил, что проект «Север – Юг» является главным магистральным проектом РФ: «Причем самое примечательное здесь, что Россия и Азербайджан со своей стороны выполнили все договоренности и готовы к расширению инфраструктуры. Кроме того, это возможность для России открыть новый путь, который будет альтернативой блокируемым западным направлениям для торговли. Для Азербайджана, конечно же, это возможность наращивания и использования своего транзитного потенциала».

Остается отдать должное дальновидности руководства Баку – по многочисленным оценкам, год от года трафик по МТК «Север-Юг» будет лишь расти, поскольку увеличивается объем торговых отношений России с Индией. Нью-Дели даже рассматривает возможность создать зону свободной торговли с Евразийским союзом, чтобы нарастить товарный поток. Так что Азербайджан знает, что делает.

На этом фоне руководство РА, своей проевропейской и антироссийской политикой фактически отрезает Армению от выгодных международных проектов. Расчет, вероятно, делается на некие гипотетические европейские «прожекты». Но они сегодня есть, а завтра с новой волной предъявляемых Европой требований смыты и отправлены в небытие.

Все, что требуется от избранного правительства Армении – это вести проармянскую политику: создавать привлекательные условия для жизни в республике, минимизировать региональные риски, участвовать в выгодных для страны проектах. Все это возможно при поддержке давнего, надежного и верного стратегического партнера – России, готового всегда оказать содействие, поддержать в трудную минуту. Отказываться от партнерства с Россией, как минимум, не мудро.

Увы, «многовекторная» политика Пашиняна, судя по происходящему, воспринимается правящей командой своеобразно. Когда выгодно – идем этим путем, когда не очень – «переобуваемся» и меняем курс на «удобный». Выходим из ОДКБ, но остаемся в ЕАЭС. Дружим с Россией, но держим курс на Запад. Словом, пытаемся совместить несовместимое, усидеть на всех стульях разом. Но возможно такое лишь до поры до времени. Рано или поздно Армения останется один на один с грозным противником, экономическими проблемами и весьма призрачным европейским будущим. Ибо тот, кто все время живет в долг, не следит за языком, ведет недальновидную внешнюю политику, способен оставить потомкам лишь долги да пустые обещания…

 

Мгер Симонян, президент Фонда развития Евразийского сотрудничества

 

Фото взяты из открытых источников


← Назад к списку новостей