В КНДР и Вьетнаме Путин заложил фундамент системы безопасности Большой Евразии
14.08.2024
Прежде чем президент РФ отправился в следующие пункты своего большого евразийского тура – в КНДР и Вьетнам, он сделал очень важный анонс в контексте дальнейшего развития российской внешнеполитической стратегии. На встрече с руководством МИД РФ 14 июня президент России выступил с программной речью, в которой представил российское видение новой системы безопасности в Евразии, которая предоставила бы гарантии всем странам континента.
Российский президент начал свое выступление с напоминания о том, что в конце XX века после окончания острой военно-идеологической конфронтации между США и СССР у мирового сообщества возник уникальный шанс построить надёжный, справедливый порядок в области безопасности. Однако в стратегии США, трактовавших окончание Холодной войны как победу, восторжествовал принцип унилатерализма – весь мир был объявлен зоной исключительных интересов Вашингтона, пространством для военных и социально-политических интервенций.
Фанатичная идеологизированная внешняя политика США вместо того, чтобы обеспечить мир и безопасность в масштабах всей международной системы, стала множить конфликты и риски. Многочисленные российские предложения по созданию общей безопасности в Европе были отвергнуты, как и любые предложения от других стран. Вместо диалога, основанного на доверии и взаимном уважении, США инициировали программу неограниченного расширения военного блока НАТО к границам России, что окончательно разрушило систему безопасности в Европе и стало главной причиной украинского кризиса.
Такая же ситуация наблюдается сегодня на востоке Евразии – в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Возросшие экономическая мощь и политическое влияние Китая, считавшегося в 1980-1990-е гг. дружественной Вашингтону страной, послужили причиной для ужесточения и милитаризации политики США в регионе. На Тихом океане из числа англосаксонских стран США, Великобритании и Австралии был создан аналог НАТО в Европе – блок AUKUS, а также Четырёхсторонний диалог по безопасности QUAD, куда помимо США и Австралии вошли Индия и Япония.
На Ближнем Востоке pax-americana воплотила худшие проявления американского империализма. В ходе продолжавшихся более 20 лет войн было уничтожено и дестабилизировано несколько десятков государств региона. На восстановление отдельных стран уйдут десятилетия. Кульминацией разыгранной американцами ближневосточной трагедии стала бесчеловечная и аморальная операция Израиля в Газе, унесшая жизни 34 тыс. невинных гражданских и покалечившая еще 100 тыс.
Путин на встрече с руководством МИД РФ
Честно и открыто признавая, что действия США привели к полному краху системы евро-атлантической безопасности, глубокой дестабилизации Ближнего Востока, а также ведет к стремительной деградации АТР, Путин предложил немедленно приступить к выстраиванию на евразийском континенте контура равной и неделимой безопасности, взаимовыгодного, равноправного сотрудничества и развития. По мнению российского лидера, такая система должна базироваться на 5 принципах:
дополняемость – принципы евразийской безопасности не должны конфликтовать с национальными подходами к обеспечению безопасности. Во время визита Путина в КНР, вопросы безопасности были одними из главных на переговорах с председателем Си Цзиньпином. Было отмечено, что российские подходы к безопасности в Евразии не только не противоречат, но и дополняют основные принципы китайской инициативы в сфере глобальной безопасности;
открытость – евразийская система безопасности должна быть открыта абсолютно для всех стран континента, включая страны ЕС и НАТО;
сопряжение евразийских интеграционных форматов – сегодня работа по нахождению точек взаимного интереса между интеграционными объединениями Евразии проходит стремительно и успешно. Союзное государство, ОДКБ, ЕЭАС, СНГ, ШОС, ОПОП постоянно взаимодействуют и осуществляют совместные проекты. На следующем этапе к этой работе могут присоединиться АСЕАН, ССАГПЗ и ЕС;
взаимность – страны Евразии должны взять друг перед другом взаимные обязательства в области безопасности, отказавшись от национального эгоизма. Третьи страны не должны определять контуры евразийской безопасности, поскольку в первую очередь продвигают свои интересы, а не думают об общем благе стран Евразии. Континенту необходимо двигаться к постепенному сворачиванию военного присутствия внешних держав, прежде всего США, являющихся главным источником угроз в Евразии, в том числе и для Европы;
экономическая взаимозависимость – во основе системы евразийской безопасности должна лежать глубокая взаимозависимость стран континента, поскольку только взаимовыгодное сотрудничество может обеспечить ее устойчивость. Большое евразийское партнерство может стать социально-экономическим базисом новой системы неделимой безопасности в Евразии.
Как пояснил Путин, смысл предложений России заключается в том, чтобы сформировать в Евразии такую систему, в рамках которой все государства континента были бы уверены в собственной безопасности. Это единственный путь к решению конфликтов, в том числе и украинского. Во второй части выступления Путин предваряя «саммит мира» по Украине в Швейцарии 15-16 июня последовательно и четко изложил российское видение урегулирования. Положив предложения России на стол, Путин отправился в тур по Восточной Азии, чтобы апробировать на практике озвученную им доктрину.
По случаю приезда президента РФ в КНДР Пхеньян был украшен как для большого национального праздника
Вечером 18 июня президент РФ прибыл в КНДР. О том, что такой визит возможен ходило много слухов еще до инаугурации Путина. Северная Корея нечасто принимает иностранных лидеров. В 2019 году в разгар кампании по примирению с Южной Кореей КНДР последовательно посетили Дональд Трамп и Си Цзиньпин. В 2002 году с рабочим визитом приезжал премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми. Но первым иностранным лидером, посетившим Северную Корею в XXI в., был российский президент Владимир Путин, прилетевший в Пхеньян в феврале 2000 года.
Для только что вступившего в должность президента Владимира Владимировича поездка в КНДР стала важной балансирующей акцией после череды визитов в европейские страны. Главными темами переговоров с Северной Кореей были вопросы ракетно-ядерной безопасности и политики добрососедства. В Совместной декларации отмечено, что Россия и КНДР осуждают практику размещения замкнутых блоковых систем ПРО ТВД в АТР, выступают за мирное урегулирование региональных конфликтов в соответствии с Уставом ООН и осуждают «гуманитарные интервенции». Россия и КНДР выразили готовность незамедлительно вступить в контакт друг с другом в случае возникновения опасности агрессии.
Почти четверть века спустя вопросы безопасности вновь были главными в повестке российско-корейских переговоров. Многие аналитики осторожно предполагали, что в условиях продолжающейся военной эскалации украинского кризиса продукция северокорейского ВПК, одного из самых развитых в мире, может стать важным дополнением к мощностям оборонной промышленности РФ. По неподтвержденным данным, после прошлогоднего визита Ким Чен Ына на Дальний Восток КНДР поставила РФ 5 млн артиллерийских снарядов и некоторое количество ракет. Россия поделилась баллистическими и подводными технологиями, а также вывела на орбиту северокорейские разведывательные спутники. Но даже несмотря на это мало кто думал, что лидеры России и КНДР заявят о военно-техническом сотрудничестве столь открыто.
Главным событием российско-корейских переговоров 18-19 июня безусловно оказалось подписание Договора о стратегическом партнерстве. Новый документ призван заменить Основополагающий договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве 2000 года и действует бессрочно. Россия и КНДР взяли обязательства продолжить развитие «отношений всеобъемлющего стратегического партнерства» в двустороннем и многостороннем форматах, расширять сферы сотрудничества, противодействовать общим угрозам в АТР и совместно преодолевать односторонние санкции. Примечательно, что накануне визита президента РФ в КНДР представитель России при ООН Василий Небензя выступил с заявлением о том, что санкционный режим против Северной Кореи должен быть пересмотрен.
На личных переговорах с лидером КНДР Ким Чен Ыном
Самым резонансным положением российско-корейского договора экспертным сообществом признается статья 4, которая по факту является аналогом 5 статьи договора НАТО и предусматривает прямую военную помощь в случае внешней агрессии против одной из договаривающихся сторон. По факту Россия и КНДР дали друг другу взаимные гарантии безопасности. Комментируя итоги переговоров в Пхеньяне, Путин не исключил возможность военно-технического сотрудничества с КНДР. Подписанное 19 июня соглашение о строительстве пограничного автомобильного моста через реку Туманная, а также договоренность об использовании Россией порта Раджин в коммерческих целях прямо указывают на то, что стороны собираются кратно нарастить товарный обмен. Считается, что Россия получит от КНДР высокоточные станки с ЧПУ и ствольную артиллерию, а взамен нарастит поставки с/х продукции, сырья и энергоносителей.
Беседуя с журналистами международных информагентств, Путин пообещал, что в ответ на разрешение стран НАТО использовать поставляемое Украине оружие для ударов по российской территории, Россия оставляет за собой право поставлять аналогичные системы в чувствительные для стран Запада регионы. Визит в Пхеньян является исполнением данного обещания. Западные аналитические центры уже публикуют карты с траекторией и дальностью полетов новых корейских ракет и оценивают риски для американских альянсов на Тихом океане, называя на голливудский манер российско-корейское партнерство «альянсом зла». Китайские эксперты признали визит российского президента в Пхеньян абсолютным дипломатическим успехом.
Если приезд Путина в КНДР заставил нервничать Пентагон, то государственный визит по Вьетнам 19-20 июня вызвал серьезный переполох в Белом доме. Американская The New YorkTimes охарактеризовала его как «одновременно вызывающий и разрушительный». Опасения американских стратегов легко понять – в регионе Восточной Азии, где основное соперничество последние 30 лет разворачивается между США и Китаем, появился третий игрок.
В Ханое российского лидера также встретили как дорогого и желанного гостя
Основные угрозы безопасности для Вьетнама на современном этапе исходят от Китая. Между странами есть несколько пограничных споров как на континенте, так и в Южно-Китайском море, да, и в целом Китай посматривает на своего южного соседа как на отколовшуюся провинцию. Из-за закрытия в начале 2000-х гг. российской военно-морской базы в Камрани всю послевоенную историю полагавшийся на советское оружие Вьетнам для сдерживания Китая был вынужден обратиться к своему злейшему врагу за океаном. Вьетнам и США начали стремительно наращивать торговые и военно-технические контакты. В 2022 году торговый оборот между странами составил $144 млрд. В сентябре 2023 года Джо Байден совершил подчеркнуто антикитайский визит во Вьетнам, по итогам которого двусторонние отношения были повышены до уровня «всеобъемлющего стратегического партнерства». Это было большой победой демократической администрации, которой в целом не очень везло на внешнеполитической арене.
За 9 месяцев прошедших с подписания американо-вьетнамского пакта утекло много воды. Вместо того, чтобы вовлекаться в антикитайскую политику Вашингтона, в декабре 2023 года руководство Вьетнама пригласило Си Цзиньпина для прямого обсуждения спорных вопросов. Переговоры прошли успешно и позволили снизить градус напряжение во вьетнамо-китайских отношениях. В марте 2024 года по обвинению в коррупции был отправлен в отставку президент Во Ван Тхыонг, выступавший за развитие отношений с США. Вместо него на пост президента был избран генерал безопасности То Лам – верный сторонник генерального секретаря КПВ Нгуена Фу Чонга. Вьетнам взял курс на укрепление суверенитета, однако для его реализации не хватало опоры.
И вот 19 июня в Ханое приземлился Борт номер 1 российского президента. Владимир Путин появился во Вьетнаме ровно тогда, когда это требовалось, чтобы подставить плечо новому вьетнамскому руководству. Для Путина это стал уже 5-й приезд в страну, при этом приехал он по приглашению вьетнамской стороны по случаю 30-летия российско-вьетнамского Договора об основах дружественных отношений.
Как написал в статье для авторитетного вьетнамского издания «Нянзан» сам Путин накануне визита, Россию и Вьетнам объединяют совпадающие или близкие подходы по актуальным вопросам международной повестки, выработанные за десятилетия союзнических отношений. Россия и Вьетнам выступают в роли соратников в продвижении многополярного миропорядка и новой архитектуры равной и неделимой евразийской безопасности на инклюзивной и недискриминационной основе.
Владимир Путин с Генеральным секретарём ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонгом
Российско-вьетнамские отношения также имеют статус «всеобъемлющего стратегического партнерства». С 2015 года между Вьетнамом и ЕАЭС действует зона свободной торговли, благодаря чему российско-вьетнамский торговый оборот достиг $14 млрд. Более 60% финансовых транзакций между странами осуществляется в национальных валютах. Это позволяет Вьетнаму сохранять гибкость и не поддаваться на давление Соединенных Штатов, которые, в частности, активно торпедировали госвизит Владимира Путина. Помимо этого, Россия участвует в разработке усилиями совместного предприятия «Вьетсовпетро» шельфовых месторождений Вьетнама. На территории Вьетнама функционирует российское предприятие группы «ГАЗ» – на нем собирается более 1000 автомобилей в год, которые идут на экспорт в Таиланд, Лаос и Камбоджу. У «Новатэк» есть планы по строительству во Вьетнаме терминалов по сжижению газа, а «Росатом» планирует открыть Центр ядерной науки и технологий.
По итогам переговоров Владимира Путина с президентом Тхыонгом, премьер-министром Тинем и генсеком КПВ Чонгом было подписано 15 межгосударственных соглашений, которые наметили дальнейший вектор развития российско-вьетнамских отношений. Среди них много договоров о научном и экономическом сотрудничестве. Главным документом в пакете стало Совместное заявление России и Вьетнама, в котором помимо общих обязательств по дальнейшему укреплению партнерства была выведена формула безопасности: Россия и Вьетнам не вступают в союзы и не заключают соглашения с третьими странами в целях осуществления действий, наносящих ущерб независимости, суверенитету и территориальной целостности, а также коренным интересам друг друга.
Российско-вьетнамские связи не подвержены геополитической конъюнктуре и направлены на укрепление стабильности и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мире.
Нисколько не преувеличивая, можно сказать, что даже на фоне успешных переговоров в Пхеньяне государственный визит во Вьетнам стал одной из самых ярких побед российской дипломатии. Действуя открыто в соответствии с объявленной новой идеологической доктриной в области безопасности Россия за 2 дня качественно изменила политическую динамику в Восточной Азии, ослабив позиции своего главного соперника – США, и набрав больший политический вес в глазах своего основного союзника – Китая. Для КНДР и Вьетнама возвращение России в регион дает большее пространство для дипломатического маневра, открывает новые возможности для обеспечения национальной безопасности. Так, и только так будет построена система безопасности Большой Евразии.
Иван Сидоров, эксперт Фонда развития Евразийского сотрудничества
Впервые опубликовано в «Стратегии Развития» №2 (15)
Фото взяты из открытых источников