Начавшаяся в пятницу, 13 июня, атака Израиля на Иран венчает почти четверть века военно-политического развития Западной Азии. Уроки из этого периода извлечь не получится: слишком разные происходили события, и очень часто результаты противоречили намерениям. Но это не отменяет логичность и того, что происходило, и наблюдаемого сегодня следствия этих перемен.
После поражения на президентских выборах в 2022 г., последующей трехлетней борьбы с консервативной администрацией и драматичной развязки политического кризиса вокруг введенного Юн Согёлем военного положения в декабре 2024 г. Ли Чжэмён наконец победил на выборах, набрав 49,42% голосов избирателей (против 41,15% у ближайшего конкурента, консерватора Ким Мунсу) и став президентом Республики Корея. Ли Чжэмён — кандидат от Демократической партии «Тобуро», выступающий на леволиберальной платформе. Внешнеполитические ориентиры южнокорейских демократов, как правило, включают толерантное отношение к Китаю, увеличение самостоятельности в отношениях с США, курс на примирение с Северной Кореей и недоверие к Японии. Ожидается, что с избранием Ли Чжэмёна эти направления найдут свое отражение во внешней политике Сеула. Однако какие именно планы новый президент сможет претворить в реальность и как повлияет нынешняя международная обстановка на определение внешнеполитических целей и решений — далеко не столь очевидные вопросы.
После распада СССР отношения Российской Федерации и Республики Армения имели характер стратегического партнерства, но каждое из государств имело и собственные интересы, часто они не совпадали. В статье показаны различия в позициях Москвы и Еревана по отношению к карабахской проблеме, выстраиванию отношений с Азербайджаном и Турцией, причины разногласий Армении с другими государствами-членами ОДКБ. Делается вывод, что отношения между Россией и Арменией деградировали до уровня стратегической неопределенности, но изменившаяся после смены власти в США международная ситуация благоприятствует возврату отношений в конструктивное взаимовыгодное русло.
По истечении 100 дней второго срока Дональда Трампа можно с большой долей уверенности утверждать, что американский президент отходит от своей изначальной линии на посредничество и глобальный кризис-менеджмент и сосредотачивается на том, что у него получается лучше всего – делать бизнес. Искусство сделок (Art of the Deal) – это главный талант Дональда Трампа, по его собственному признанию. Данный тезис хорошо иллюстрирует тур 47-ого президента по странам Ближнего Востока 13-16 мая.
Начавшийся переговорный процесс между США и Россией носит всеобъемлющий комплексный характер. Украинский кейс в нем является магистральной темой, вокруг которой происходит торг, например, по Ближнему Востоку и Арктике. Каждый новый раунд переговоров сопровождается сообщениями о тех или иных предложениях американской стороны России по созданию нового экономического фундамента двусторонних отношений. Так, информационное агентство Bloomberg сообщило, что Трамп предложил России сделать Арктику зоной экономического сотрудничества в качестве одного из столпов готовящегося детанта.
Более 30 лет назад шесть постсоветских стран подписали Договор о коллективной безопасности, который позднее лег в основу современной ОДКБ. Тогда, в 1992 году, соглашение заключили Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан, а в 1993 году в блок вошли Азербайджан, Грузия и Белоруссия. Страны создали классический военный альянс, предполагающий совместную защиту территории от внешней угрозы. Однако карабахская проблема, грузино-абхазский конфликт, гражданская война в Таджикистане поставили вопросы о состоятельности и эффективности ДКБ. В 1999 году президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана продлили договор еще на пять лет, а Азербайджан, Грузия и Узбекистан сделать это отказались. В 2002 году ДКБ была переименована в ОДКБ. Состав организации с тех пор почти не менялся – лишь Узбекистан вновь вошел в блок в 2006, но вышел в 2012-м. Азербайджанские власти тоже не исключали, что могут вернуться в организацию и даже взяли на рассмотрение документы обновленного военного союза, однако в течение почти 20 лет Баку так не и смог принять решение.
«Первый урок из ситуации на Украине заключается в том, что поддержка западными державами стран и правительств, которые являются их марионетками – это мираж. Это должны понять все правительства. Те правительства, которые надеются на США и Европу, пусть посмотрят на сегодняшнее состояние Украины», – такой пост в социальной сети X написал верховный руководитель Ирана Али Хаменеи, комментируя скандал, устроенный киевским руководством в Овальном кабинете 28 февраля. Трагическая судьба Украины служит ярчайшим примером того, что ожидает привыкшие за 30 лет к политическому оппортунизму постсоветские страны в дивном новом мире. Без опоры на национальные интересы, исходящие из базовых потребностей государства, и здравого смысла они обречены на вечное унижение и национальный позор. Образовавшийся после Холодной войны миропорядок был временной аномалией, и он быстро уходит в прошлое. Тот, кто не сможет адаптироваться к новым условиям, исчезнет вместе с ним.
В XIX – начале XX века Армянский вопрос представлял собой комплекс проблем, связанных с армянским населением Османской империи, и являлся важной составной частью Восточного вопроса. После распада Османской империи Восточный вопрос ушел в историческое небытие, однако Армянский вопрос сохранил свою актуальность. Несмотря на осуществленный османскими властями геноцид армянского населения, жертвами которого стало до 1,5 млн. армян, Армянский вопрос не был решен, он до сих пор остается для Турции болезненной проблемой, которая осложняет ее позиции на международной арене. Закономерно, что 100-летняя годовщина геноцида армян в Османской империи (24 апреля 2015 г.) превратилась в важный фактор не только региональной, но и мировой политики.
Прямая зависимость стран Южного Кавказа, в частности Азербайджана, Армении и Грузии, от политики двойных стандартов (в основном со стороны западных стран) долгое время не позволяла им стать полноценными субъектами международных отношений. Сегодня развитие отношений с соседями и партнёрами приведёт к усилению их позиций, а ориентация на использование ресурсов грандов мировой политики для противостояния своим соседям эти позиции ослабит, полагает Ниязи Ниязов, заведующий кафедрой международных отношений на постсоветском пространстве СПбГУ.
Череда стремительных внутриполитических перемен в Ливане расшатала привычный баланс сил, создавая основу для пересмотра позиций основных игроков. На фоне паузы в региональной эскалации дискуссия о закате влияния Хезболлы, на протяжении долгого времени – господствующей военно-политической силы в стране, стала темой многочисленных публикаций.
ЦИК Абхазии утвердила итоги выборов президента – им стал Бадра Гунба. Вопреки опасениям, осенние события в Сухуме не повторились, оппозиция так и не вышла на улицы, обошлось без беспорядков. Что означает победа Гунбы для России, как это событие отразится на отношениях Москвы с республикой, сколько денег РФ предстоит выделить Абхазии на развитие и оправдан ли страх некоторых абхазов о том, что приезжие «скупят всю недвижимость», – в материале NEWS.ru.
Открытие «Зангезурского коридора» отвечает интересам Франции, заинтересованной в уране Центральной Азии
10 февраля в Елисейском
дворце состоялась встреча президента Франции Эммануэля Макрона и
премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Девятый по счету визит Пашиняна в Париж в статусе премьера в очередной раз ознаменовался весьма амбициозными заявлениями о выходе армяно-французских отношений на новый уровень.
Глобальный шлейф БРИКС
становится все более заметным. Большая часть человечества видит в структуре
реальную возможность перемен и стремится легально зафиксировать свои отношения с
ней.
На сегодняшний день БРИКС является самой перспективной международной
структурой. Лавинообразный интерес государств мира к блоку, особенно на
Глобальном Юге, подтверждает, что БРИКС в современной мировой политике – это
синоним прогресса.
Новые технологии в многополярном мире, их влияние на социальные трансформации и рынок труда
Технологии в современном мире становятся все более мощной производительной силой, иногда коренным образом изменяя не только характер производства и труда, потребления и образа жизни, но и, порой, самосознание и менталитет широких слоев общества различных стран.
Анализ глобального политического и экономического развития последнего периода свидетельствует о том, что сложившаяся международная система не отвечает интересам мирового большинства, а силы, претендующие на монополию в определении мироустройства, не справляются с этой задачей.
В конце лета Владимир Путин продолжил донастройку Большой Евразии. 18-19 августа состоялся государственный визит президента РФ в Азербайджан, а 3 сентября в Монголию.
Встреча в Брюсселе 5 апреля между Николом Пашиняном, Энтони Блинкеным, Урсулой фон дер Ляйен и Жозепом Боррелем показала, что с наскока вырвать Армению из складывавшегося годами комплекса евразийских отношений и встроить ее в евроатлантические структуры невозможно.
В условиях глобальных и региональных трансформаций последнего времени вопрос превращения Южного Кавказа в перекресток развития транспортных коммуникаций по осям Запад-Восток и Север-Юг обретает беспрецедентное новое содержание.