Хотя милитаризация сегодня охватила практически весь мир, Арктика занимает в этом процессе особое место. Во многом это связано с психологическим восприятием региона как малопригодного для эскалации, отягчённого экологическими и гуманитарными проблемами. Тем не менее милитаризация Арктики идёт, несмотря на очевидные военно-политические риски. Что несёт этот процесс для двух наиболее важных направлений экономического развития Арктики – добывающего и логистического?
После 44-дневной войны в Нагорном Карабахе и т. н. «антитеррористической операции» в сентябре 2023 года с окончательным переходом края под контроль Баку армяно-азербайджанские отношения вошли в вялотекущую переговорную фазу с периодическими приграничными обострениями. Несмотря на то, что боевые действия в данный момент не ведутся, шаткое статус-кво может измениться в не столь уж отдалённой перспективе. Наряду с другими факторами и обстоятельствами, полномасштабная израильско-иранская военная эскалация в ночь на 13 июня повышает вероятность очередного обострения вокруг Сюникской области Армении, в связи с так называемым «зангезурском транспортном коридором».
Военно-политическая ситуация в регионе Балтийского моря дрейфует в сторону осложнения, причем с постепенным ускорением и педалированием усиления военной напряженности со стороны расположенных здесь стран НАТО. Балтика является районом планеты, который характеризуется тесным переплетением геополитики и логистики. Недавно здесь завершились крупномасштабные учения НАТО, отрабатывавшие в числе прочих действия по блокированию Датских проливов, через которые Балтика связана с внешним миром. В сентябре близ стратегически важного Сувалкского коридора, обеспечивающего наземное сообщение государств Балтии с Европой, ожидаются не менее знаковые российско-белорусские учения «Запад-2025». Тем самым обе стороны показывают, что у них есть способы воздействия друг на друга и взаимного сдерживания.
В одной из недавних статьей в The Washington Post, посвящённой методам и направлениям возможного расширения конфликта на Украине, американскими экспертами было сделано предположение, что «новыми полями сражений по мере продолжения войны могут стать граничащие с Украиной страны». О том, что вторжение ВСУ в запертую между двумя враждебными государствами – Молдавией и Украиной – непризнанную Приднестровскую Молдавскую Республику (ПМР) может быть использовано киевским режимом как способ эскалации существующего конфликта, говорилось уже довольно давно.
«Угрозы нашим морским рубежам будут лишь усиливаться», — считает Николай Патрушев. В эксклюзивном интервью aif.ru помощник президента, председатель Морской коллегии России рассказал о новой Стратегии развития флота и об усилении береговой охраны с целью противодействия вражеским беспилотникам.
НАТО боится России – такой вывод можно сделать из недавней публикации на портале Bloomberg, в рамках которой эксперты агентства пугают западного обывателя неизбежной войной и доказывают, что всему Североатлантическому альянсу, вместе взятому, по сути, нечего противопоставить мощи ВС РФ. Российской угрозой объясняется необходимость скорейшее милитаризации Европы. Это не первый и далеко не последний пример в истории, когда западные власти используют эмоциональную накачку общественного мнения ради оправдания собственного слабоумия – если бы не одно существенное но: лидеры евроНАТО не просто пугают жителей Европы войной, они её активно провоцируют, рискуя на самом деле развязать на континенте военный конфликт. Никак иначе невозможно расценить начавшиеся 3 июня в Балтийском море натовские манёвры Baltops-2025.
Пентагоновское агентство DARPA опубликовало запрос на информацию (RFI) под названием «Возможности моделирования вспышек заболеваний в расширенном формате» (DARPA-SN-25-72). В этом объявлении запрашиваются идеи от научно-исследовательского и опытно-конструкторского сообщества о передовых инструментах моделирования эпидемических вспышек для улучшения понимания их динамики и повышения готовности к будущим чрезвычайным ситуациям в области общественного здравоохранения. «Этот запрос на информацию представляет собой обязательство DARPA по продвижению технологий моделирования с высоким разрешением, масштабируемых и адаптивных, которые могут предвидеть развитие заболеваний, оптимизировать стратегии вмешательства и защищать как гражданское население, так и военных», – говорится в документе.
Судя по делам и событиям последних лет, Франция не только готовится к «высокоинтенсивному конфликту», но и сама активно готовит его в восточной части Европы – по периметру границ современной РФ и на территориях ряда постсоветских республик. О стремлении официального Парижа к масштабному кровопролитию в Европе известно порой даже из заявлений первых лиц и медиа Франции. Например, о готовности провести на территории Украине наземную операцию против России президент Франции официально заявил еще в марте 2024 года в интервью La Parisien. Также французские спецслужбы и прочие проводники «мягкой» (и твердой) силы весьма активны на Кавказе и в Закавказье.
После длительного периода жесткой риторики во внешней политике Ирана произошел стратегический разворот. Верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи, ранее категорически запрещавший любые переговоры с США по ядерной программе, вдруг резко изменил свою позицию. На это решение повлияло несколько факторов. Помимо кризисных явлений в экономике, которые обострились в 2024 г., произошло ослабление идеологии: влияние спутниковых каналов, вещающих из США и Великобритании, значительно усилилось. Особенно тревожным для властей стало продвижение наследия династии Пехлеви — часть молодежи начала рассматривать их как «альтернативу» правящему духовенству. Политические аналитики, военные и спецслужбы предупреждают руководство о возможном «внутреннем восстании», которое может вспыхнуть в случае нападения извне. Опасения касаются не просто протестов, а сотрудничества прозападно настроенных групп с внешними агрессорами. Кроме того, Иран начал терять свое региональное влияние. Все эти сигналы заставляют руководство Ирана начать переговоры, сохранив при этом контроль над их содержанием и допустимыми рамками.
18 апреля Главный представитель Пентагона Шон Парнелл сообщил о консолидации американских сил в Сирии в рамках операции «Непоколебимая решимость». Как доложил спикер, США выполнили практически все задачи в стране, прежде всего связанные с ликвидацией угрозы ИГИЛ (запрещено в РФ), поэтому американский контингент будет сокращен. В Республике останется менее 1000 американских солдат, которые сосредоточатся на выполнении «избранных задач». При этом в заявлении отмечено, что США не перестанут противодействовать угрозам терроризма и не будут ограничиваться Ближним Востоком, а также сделают все необходимое, чтобы обеспечить обороноспособность своих союзников. Наблюдаемая сегодня ситуация на Ближнем Востоке очень похожа на то, что администрация Трампа называет «миром через силу». Палестина разрушена, ливанская Хезболла обескровлена, критический ущерб нанесен иранской «оси сопротивления», Башар Асад пал вместе с алавитским режимом Баас. Президент Трамп фактически пришел на руины выигранной Израилем и Турцией войны и вывесил белый флаг.
Армения никогда не была так близка к урегулированию отношений с Турцией и Азербайджаном, как сейчас, заявил глава МИД Армении Арарат Мирзоян. «Я не могу утверждать, что именно сейчас подходящее время. Такого идеального момента может и не быть. Но могу с уверенностью сказать, и думаю, мои турецкие и азербайджанские коллеги это подтвердят, что мы никогда не были так близки друг к другу», – сказал министр. По его словам, Армения готова начать консультации по выбору места подписания соглашения и подписать мирное соглашение с Баку как на границе, так и на территории третьих стран. Кроме того, Мирзоян также предложил Азербайджану обратиться к ОБСЕ для роспуска Минской группы в случае подписания мирного договора. «Мы готовы совместно обратиться в ОБСЕ для роспуска Минской группы, поскольку конфликт будет исчерпан», – отметил он. Глава армянской дипломатии также признал существование разногласий, в частности требование азербайджанской стороны к Армении изменить текст Конституции, что, по мнению Баку, является единственным способом открыть путь к окончательному урегулированию.
Драматически быстрое падение режима Башара Асада и приход к власти в Сирии руководителя исламистского движения Хайят Тахрир аш-Шам* Ахмеда аш-Шаара (Мухаммеда аль-Джулани) серьезно изменило расстановку сил в регионе. Сферы влияния в Сирии перераспределились, однако ситуация не стала более стабильной: оставшиеся игроки – Турция, Израиль, США и арабский мир – не торопятся с планом всеобъемлющего мира и даже готовы поднять ставки, чтобы забрать весь банк. Начался новый отсчет истории страны, которая может пойти по самому непредсказуемому сценарию.
В начале марта прошла предварительная информация о том, что в Казахстан прибудут американские специалисты в области биологии из агентства DTRA Министерства обороны США, чтобы провести курс обучения сотрудников Центральной референтной лаборатории (ЦРЛ-3) Алматы. Конкретное содержание обучения неизвестно. Взаимодействует Казахстан с DTRA уже давно. В начале осени 2023 года сайт посольства и Генконсульства США в РК официально отметил высокую оценку образцового глобального лидерства Астаны «в области нераспространения ядерного оружия и его приверженность партнерству в области ядерной безопасности». Американцы напомнили, что DTRA и Казахстан отпраздновали 30-ю годовщину сотрудничества в рамках американо-казахстанского «Рамочного соглашения». В рамках этих долгосрочных отношений DTRA и программа глобальной ядерной безопасности (GNS) CTR провели в конце лета того года семинар NMAC в Учебном центре по ядерной безопасности (NSTC) в городе Алатау.
В последний день марта в Худжанде встретились президенты Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Решения, которые приняли Садыр Жапаров, Эмомали Рахмон и Шавкат Мирзиёев, с полным правом можно назвать историческими. Впрочем, и имена лидеров трех государств после проведенного саммита навсегда останутся в истории. Подписанные ими Договор о точке стыка государственных границ Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан и Декларация о вечной дружбе поставили точку в затянувшихся пограничных спорах и определили стратегический вектор развития трех государств-соседей, направленный на обеспечение региональной безопасности и взаимовыгодное экономическое сотрудничество.
В какой-то степени высылка российских дипломатов Молдовой стала рутинным делом. Можно вспомнить, что в 2017 году Кишинев выдворил сразу 5 дипломатов РФ. Тогда спецслужбы Молдовы обвинили сотрудника посольства в вербовке бывшего депутата парламента Юрия Болбочану. Затем Болбочану приговорили к 14 годам лишения свободы, а в 2020 году он был оправдан. То есть, причина высылки была сфабрикована. В 2023 году летом молдавской стороной были высланы по надуманной причине якобы шпионских антенн на крыше российского посольства более 40 российских дипломатов. Но то, что в последнее время происходит вокруг дипломатической миссии России в Молдове, все же беспрецедентно и явно указывает на подготовку режима Санду и ее европейских спонсоров к вооруженному захвату Приднестровья.
Таджикистан и Киргизия сделали большой шаг навстречу друг другу, превратив совместную границу из фактора конфликта в фактор устойчивого развития. Можно смело предположить, что решение пограничного вопроса между Душанбе и Бишкеком окажет благоприятное воздействие на интеграционные процессы в Центральной Азии и усилит потенциал регионального сотрудничества.
По данным телеграм-канала Ереванский наблюдатель, финансируемый Пентагоном, дислоцированный с 2018 года на базе Вазиани близ Тбилиси и укомплектованный американскими инструкторами Центр боевой подготовки перебазировался в расположение учебного центра «Зар» 12-й миротворческой бригады.
Отправка европейских военных контингентов на Украину создаст опасную ситуацию в регионе, сказал «Известиям» генеральный секретарь организации Имангали Тасмагамбетов. Продолжает вызывать беспокойство и активность НАТО – ОДКБ внимательно изучает действия альянса в непосредственной близости от ее зоны ответственности.
Тема мирного договора между Азербайджаном и Арменией, позабытая было с течением времени, вновь всплыла на страницах СМИ в ходе Мюнхенской конференции по безопасности. В ней принимал участие премьер-министр Армении Никол Пашинян, который в рамках конференции встретился с федеральным канцлером Германии Олафом Шольцем.
Международный эксперт по контролю зоонозных болезней и организации ветеринарного здравоохранения Григор Григорян поделился информацией о том, что в настоящее время сеть медико-биологических объектов, задействованных в программе США по снижению биологических угроз на территории государственного новообразования под названием Азербайджан, включает как минимум пять крупных лабораторных комплексов.