Новая Армения перед новым выбором

18.10.2023

Новая Армения перед новым выбором

Мои коллеги в Ереване и Москве попросили написать аналитическую статью, оценив те новые реалии, с которыми сталкивается Армения на пути создания новой архитектуры своей безопасности. Представляю вниманию читателей мои рассуждения по этому поводу. Я попытался при минимальных пропагандистских клише (стараясь избегать их), максимально реализовать инструментарий аналитика, одновременно приглашая аналитическое сообщество развернуть конструктивную дискуссию, не касаясь явных насущных интересов политических полюсов страны, не оскорбляя друг друга и не скатываясь в пагубную яму ненависти и взаимной нетерпимости.

Армения после падения Арцаха

Самоликвидация Нагорно-Карабахской Республики, исход карабахских армян и их переселение в Армению создали новую ситуацию для страны. Фактор Нагорного Карабаха перестал быть доминирующим в армяно-азербайджанских, армяно-турецких, армяно-российских и всех других отношениях. Стараясь быть честными, мы должны принять, что сейчас необходимо оставить в покое карабахских армян и всемерно помочь им, интегрировать в армянскую действительность и создать достойные условия для их адаптации и созидательной деятельности. Когда некоторое время назад нас спрашивали, что есть Армения без Нагорного Карабаха, мы, сидя в Ереване, удивлялись, что это за бессмысленный вопрос. Сейчас, мы понимаем, что новая Армения оказалась в новой ситуации, когда надо по-новому оценить свое место и роль в новых реалиях, попытаться воздержаться от новых болезненных потерь, попытаться одновременно не препятствовать попыткам региональной интеграции, и держаться подальше от перспективы превращения себя в пассивную игрушку.

Власть Армении наших дней имеет прозападные настроения и популистский характер. Как и все популистские правительства Европы, наша власть пытается делать только такие публичные шаги, которые по душе большинству населения. При этом в последние пять лет так и не был как следует обсужден вопрос, какой же конструктивный потенциал в конце концов имеет это наше большинство. Данное положение вещей может продолжаться долго. Надо понимать также, что после депортации карабахских армян и их расселения в Армении отношение большинства этих людей к армянским властям в высшей степени положительно и находится в ожидании существенных выгод.

В этих условиях аналитическому сообществу необходимо подумать о нахождении таких решений, которые могут быть приемлемы для подавляющего большинства армянского общества и не вызывать раскола и разлада в общественных настроениях. Представляю три сценария, которые возможны в случае, если Армения хочет оставаться государством, имеющим хоть сколько-нибудь самостоятельную роль в регионе. Эти сценарии стоит обсудить, так как рано или поздно они со всей остротой встанут перед нами и заставят нас дать разумный и рациональный ответ.

Сценарии для Армении

Сценарий первый. Армения при данном правительстве еще более ослабляет сотрудничество с Россией и движется в сторону Запада. В этом случае, как нас заверяют прозападные эксперты, власти готовят население к реагированию на возможные экономические и политические трудности. Некоторые эксперты недавно уже отмечали, что невозможно игнорировать очевидные и очень важные реалии. Россия является крупнейшим торгово-экономическим партнером Армении. Армения имеет крупнейший экспорт и крупнейший импорт с Россией. Россия является крупнейшим рынком готовой продукции из Армении. Из России в Армению поступают самые крупные трансферты. Россия продолжает быть крупнейшим рынком для армянских сезонных трудовых ресурсов. Российские туристы уже обеспечивают не менее половины всего туристического потока. Россия продолжает быть крупнейшим хозяйственником в Армении и крупнейшим инвестором в армянскую экономику. В случае существенного ухудшения отношений и разрушения военно-политического союза надо быть готовым, что эти реалии могут быть существенно изменены. Безопасность Армении должна была бы естественным образом защищать роль России, как гаранта суверенитета и территориальной целостности. Она также должна была бы быть заинтересована в ОДКБ в качестве ядерного зонтика для защиты безопасности. Отказываясь от этих услуг, Армения могла бы желать превратиться полностью в нейтральную страну, чья безопасность и оборонный потенциал абсолютно не мешает ни Азербайджану, ни Турции. Отдаляясь от России, Армения может попасть в объятия турецко-азербайджанского тандема, и в этом случае надо быть готовым иметь такую политическую и общественную систему, которая полностью будет зависеть от содержания отношений именно с Турцией и Азербайджаном. Армения может попытаться предложить свои услуги Европейскому Союзу (который в этом вопросе имеет полную поддержку США), но в этом случае нужно понимать, что напряженность в отношениях и с Турцией, и с Ираном в данном случае не спадет, а только увеличится. Идея нейтральной Армении, какой бы привлекательной на слух не была, является только временной, как на Украине до 2014 года. И попыткой создания на несколько лет видимости нейтралитета для России рано или поздно последуют перспективы максимальной интеграции с Западом в обстановке западного нескрытого давления. Напряженность, особенно с Ираном, достигнет максимума, а Россия, чувствуя, что ее рычаги исчезают на Южном Кавказе, будет иметь очень отрицательное отношение к Армении, со всеми не подлежащими прогнозированию последствиями.

Сценарий второй. Армения идет не по пути нейтралитета, а просто декларирует основу прозападной политики. В обстановке западной финансовой и политической поддержки, Армения отдаляется от России, постепенно уменьшает российское военное присутствие в стране, делает шаги в направлении установления конструктивных отношений с Турцией (и с Азербайджаном вместе с ней) и вносит в повестку дня идею перспективы членства в НАТО. В этом случае, армянская общественность начинает обсуждать перспективу приема в Европейский Союз, как это делают в соседней Грузии последние 20 лет. Даже после перспективы приема Украины в НАТО и ЕС (которая не ясно, когда будет) по подобию Грузии, в Армении начинают ждать решения о предоставлении статуса сначала кандидата в члены, а затем в члены. На этом пути очень быстро будут ухудшаться отношения как с Россией, так и с Ираном. На этом пути надо быть готовой к турецкой неминуемой экономической, а затем и, обязательно, политической экспансии. На этом пути, армянское общество в любом случае, должна ждать новых потрясений и угроз.

Сценарий три. Понимая, что на Южном Кавказе уже долгое время наличествует далеко не только российская доминанта, а установились новые реалии, которые наша отечественная политологическая и экономическая мысль должна только глубоко изучить и переварить, Армения делает очень осторожные шаги для максимального обеспечения гибкости, не противодействуя ни российским интересам и влиянию, и не мешая Турции в развертывании в сторону тюркского мира. Этой, на первый взгляд кажущаяся невозможной, политике Армения может достичь только реализуя прозрачную и понятную внутреннюю политику, наконец формируя атмосферу публичной солидарности и реализуя конструктивный и действенный диалог и сотрудничество со всеми полюсами, заинтересованными в нашем регионе (с Россией, Турцией Ираном, Европейским Союзом, США, в очень недалеком будущем – также с Китаем). В случае этого третьего сценария, Армения не делает никаких радикальных, грубых шагов в своей внешней политике. Она остается верной сформированным за последние 30 лет политическим ориентациям и союзам и, в то же время, устанавливает открытые, прозрачные и партнерские отношения со всеми заинтересованными регионом акторами. Хватит шантажом пугать Армению о якобы тех апокалиптических перспективах в случае возобновления работы всех коммуникаций, которые превратят Южный Кавказ в реально работающий коридор по оси Север-Юг и Запад-Восток.

Сложности вышеназванных сценариев

Кто сказал, что западный мир компенсирует Армении те убытки, которые возникнут в результате ухода России из Южного Кавказа? Кто давал такие гарантии? Если есть такие гарантии, почему об этом молчат? Представляем ли мы, что Южный Кавказ может быть безопасным и претендующим на развитие регионом без участия трех больших держав нашего региона – России, Турции и Ирана? Представляем ли мы в должной мере, что объединяет в вопросе Южного Кавказа Россию, Турцию и Иран? Тот трудный консенсус, который, как кажется, формируется в последние годы в формате «3+3», в настоящее время и в видимой перспективе означает попытку решения региональных вопросов силами региональных государств. Запад с целью ослабления своего врага Ирана и своего союзника Турции хотел бы, чтобы после Грузии, Армения также уповала главным образом именно на нее. Однако одно дело только диалог, и абсолютно другая вещь – реальная политика. Не делать радикальных шагов, постараться не попадать в жернова больших конкурирующих между собой государств. Не стать слепым орудием, которым могут подпортить интересы стран региона. Ликвидировать разрыв меду отечественным бизнесом и отечественным политическим пространством. Нужно понимать, что сейчас Армении больше ничего не мешает вести такую внешнюю политику, приоритетной задачей которой будет всемерное развитие промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг. Не жертвовать интересами армянского национального бизнеса во имя эфемерных и еще не доказанных целей, а стать действительным лидером армянского общества, с которым хотели бы установить настоящие партнерские отношения. Не бояться широкомасштабного сотрудничества с армянскими диаспорами. Укреплять маленькую Армению, как центр мирового армянства. Превратить нашу страну в привлекательную территорию, где могут быть гармонизированы интересы сил и государств, заинтересованных в регионе. Хватит делить людей на бывших и настоящих. Общество Армении должно наконец быть в состоянии оценивать людей по их заслугам, возможностям и умениям. Во всем мире армяне сегодня мечтают о солидарном и конструктивном армянском обществе.
Общеармянский потенциал поставить на службу целям Армении, а не превращаться в игрушку для очень сомнительных, непредсказуемых политических перипетий. Что касается армяно-азербайджанских отношений, то нужно длительное время для их нормализации. Новая Армения стала очень привлекательной приманкой для распространения влияния региональных игроков. Не надо бояться этого состояния. Новые реалии могут открыть и новые возможности для полноценного развития и усиления.


Арам Сафарян
Политический аналитик, координатор Евразийского экспертного клуба


← Назад к списку новостей