Выход из ОДКБ чреват для Армении новыми потерями: от территорий до государственности

06.12.2023

Выход из ОДКБ чреват для Армении новыми потерями: от территорий до государственности

Нынешний демарш руководства Армении против Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), чреватый последующим разрушением страны, был предсказуем еще с приходом к власти действующего премьер-министра РА Никола Пашиняна. Ярким доказательством того явился арест Генсека ОДКБ Юрия Хачатурова в июле 2018-го по обвинению в свержении конституционного строя в Армении 1 марта 2008 г. В сообщении Специальной следственной службы РА так и говорилось: «… Генеральному секретарю ОДКБ Юрию Хачатурову предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 300.1 УК Армении за то, что он по предварительному сговору с иными лицами сверг конституционный строй Республики Армения». Акцент на высокой должности Хачатурова в ОДКБ делался явно неслучайно. Хотя, более чем уверен: Никол Пашинян прекрасно знал, как можно «наказать» мятежного генерал-полковника, не черня репутацию Организации. Однако стремление армянских властей идти в пику альянсу, в угоду «заказчикам» бархатной революции, оказалось превыше трезвого разума, диктующего кардинально противоположные действия в отношении ОДКБ. И сейчас, спустя 5 лет деструктивной власти Пашиняна в Армении не только ничто не изменилось, но и напротив - высшее руководство уже не просто «намекает» на возможный выход из рядов Организации, а говорит об этом прямым текстом, игнорируя знаковые мероприятия данной структуры.

Так, 24 ноября 2023 г. впервые за все годы существования ОДКБ, Армения не приняла участия в ежегодном саммите альянса. За неделю до события в телефонном разговоре с президентом Белоруссии Александром Лукашенко Никол Пашинян сообщил, что не сможет участвовать в заседании в Минске. На что Александр Лукашенко предложил «не торопиться, не принимать поспешных решений, а серьезно обдумывать следующие шаги, которые могут быть направлены на дезинтеграцию». В Кремле на решение армянского премьера отреагировали с сожалением, поскольку, как сказал пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, «подобные встречи являются очень хорошим поводом для обмена мнениями, для сверки часов». Но сверять часы Пашинян и команда, судя по происходящему, намерены теперь в «европейско-западном» часовом поясе…

Пашинян начал свой «антиодэкабэевский» демарш еще годом ранее - в ноябре 2022-го он не стал подписывать совместную декларацию Совета коллективной безопасности ОДКБ из-за того, что в ней не было политической оценки «агрессии Азербайджана» против суверенитета Армении. А в марте 2023 года заявил, что организация якобы сама «вольно или невольно выходит из республики». В этом году официальный Ереван отказался проводить в республике запланированные ранее учения Организации, не стал использовать свою квоту замгенсека и отозвал своего представителя при организации. Кроме прочего, в октябре текущего года Пашинян не поехал на саммит СНГ в Бишкеке. Ну, а на недавнее мероприятие в Минске не отправился даже один из министров, уполномоченных представлять республику: 24 ноября в столице Белоруссии не оказалось ни министра иностранных дел Арарата Мирзояна, ни главы Минобороны Сурена Папикяна. Более того, от участия в других мероприятиях ОДКБ, намеченных в Минске уже на декабрь, также отказался и спикер парламента Ален Симонян, объяснив это тем, что «при сложившейся ситуации» оно было бы нецелесообразным. 

О том, какая именно ситуация сложилась, и что имел в виду Симонян остается лишь догадываться. В смутных разъяснениях власть предержащих по поводу нынешнего отношения к ОДКБ и России проскальзывают нотки детской обиды. А порой звучат и ультимативные тирады. Так, в парламенте, отвечая на вопрос оппозиции, не готовит ли он почву для выхода республики из ОДКБ, Пашинян сказал, что ни для чего почву не готовит — «она либо есть, либо нет». При этом армянский премьер заявил, что организация отказывается «зафиксировать свою зону ответственности в республике», и если в этих условиях Ереван будет участвовать в мероприятиях ОДКБ, то он поддержит логику, «согласно которой территориальная целостность и суверенитет Армении подвергаются сомнению». «Мы даем время для размышлений и нам, и ОДКБ», - едва не в ультимативной форме заявил армянский премьер. И добавил, что в этом контексте Ереван решил диверсифицировать свои отношения с внешними игроками в области безопасности.

Подобная «диверсификация» нынче действительно идет полным ходом. Первыми ее «ласточками» стали, пожалуй, прибывшие в РА представители мониторинговой миссии ЕС. Как известно, после обстрелов на армяно-азербайджанской границе в сентябре 2022 года Армения на 2 месяца разместила на своей территории наблюдательную миссию Евросоюза. А в январе 2023 года евронаблюдатели обосновались в Армении уже в большем количестве и сроком аж на целых 2 года. При этом в ОДКБ неоднократно заявляли, что готовы прислать свою мониторинговую миссию, но Армения сделала выбор в пользу ЕС. Судя по всему, руководство Армении либо не отдавало себе полного отчета во всех возможных последствиях присутствия западных наблюдателей на территории РА, либо шло и продолжает идти на это сознательно, в угоду Западу. Ведь то, что в республику по собственной воле фактически впущены шпионы, отслеживающие дислокации ВС РА, количество и качество вооружений, сомнений не оставляет. Равно как не оставляет сомнений и тот факт, что поступающая в Армению из-за бугра (к примеру, из Франции) военная техника - обычный «хлам», который не только не способен укрепить боеспособность армянской армии, но и напротив разрушит ее окончательно. 

Меж тем, армянские власти, при отсутствии опыта и политической дальновидности проигнорировали Саммит ОДКБ, где вопросом номер один стояло создание альянсом общей системы противовоздушной обороны (ПВО). Той самой ПВО, которой так не хватало в ходе 44-дневной войны в Карабахе. Но этот факт, казалось, быстро забыли – и вместо того, чтобы сегодня думать о максимальном «закрытии» неба, армянские власти закупают французские бронированные «Хаммеры». Вероятно, чтобы самим чванливо рассекать по столичному асфальту или с комфортом ездить по горному ландшафту республики. Подобное отношение можно было бы понять и где-то принять несколькими годами ранее, когда Армения успешно почивала на лаврах победителя в первой Карабахской войне. Однако сейчас, когда одно поражение следует за другим, когда в страну прибыли более 100 тысяч переселенцев из Арцаха, когда тандем Азербайджан-Турция дышит в спину очередной военной эскалацией, отказываться от налаженных поставок вооружений в рамках ОДКБ, в целом от сотрудничества со странами структуры - ошибка, мягко говоря, непростительная, способная обернуться потерей новых территорий, потерей армянской государственности! 

Закупать на Западе истребители без боеприпасов, иное оружие - более дорогое и при этом значительно менее эффективное, нежели российское, только ради того, чтобы не иметь дел с Россией и ОДКБ, как минимум, неразумно. Подобные действия чреваты серьезными разрушительными последствиями как для военного потенциала Армении, так и для ее экономики. Однако всего этого можно избежать, вспомнив о всех тех плюсах, которые дает Армении пребывание в ОДКБ – а это, прежде всего, право на закупки вооружений по внутрироссийским ценам. Нередко Армения получала системы ПВО, иное еще более серьезное вооружение, и вовсе без денег – в подарок. 

Вся эта военная техника ныне пребывает на балансе Вооруженных сил РА, к которым на сегодня максимально близко подпущены представители миссии ЕС. И как-то не очень верится в то, что армянские власти не осознают очевидного факта: в руках мониторинговых групп ЕС в два счета могут оказаться секретные технологии, по которым произведена российская военная техника, с последующим их использованием как против России, так и самой Армении. Так как же можно собственными руками отдавать Родину на заклание?!

Не следует питать иллюзий и на предмет бескорыстной дружбы Запада с Арменией, якобы завязавшейся в последнее время. Армению, все более отстраняющуюся от ОДКБ, Запад (в лице той же Франции) вполне может использовать в качестве транзитного канала для поставок вооружения через Азербайджан на Украину. Впрочем, не исключены и прямые поставки – на днях различные Telegram-каналы уже распространили информацию о передаче Арменией Украине ракет «Точка-У». Так что все заверения зачастивших в Ереван разнообразных чиновников и представителей зарубежных НПО в горячем желании поддержать Армению, не стоят и выеденного яйца. Двуличие западников давно уже осознали в Грузии, и даже в Азербайджане на днях заявили о намерении закрыть агентство USAID. Зато в Армении продолжают ласково улыбаться и раскрывать объятия всем, кроме истинных союзников и друзей - России и государств-членов ОДКБ. 

Вообще, складывается впечатление, будто власти РА изо всех сил пытаются угнаться за двумя зайцами. А на данном этапе сменили свой внешнеполитический вектор на Западный, видимо, полагая, что «европейская зайчатина» вкуснее. Вот только как бы в результате такой «охоты» не остаться ни с чем: остаться «сиротой», отвернувшейся от России и одновременно брошенной Западом, причем, в окружении злых «серых волков» – воинственно настроенных Турции и Азербайджана!.. 

Руководители государств приходят и уходят. Вопрос в том, уйдут ли они с поднятой головой или с позором и проклятиями. Рано или поздно иссякнет и политический «век» Никола Пашиняна, уже совершившего целый ряд опрометчивых шагов, вписавших в историю Армении далеко не самые лучшие страницы. От того, какими окажутся последующие его действия, насколько удастся взвесить все за и против, оценить и принять тот факт, что единственным гарантом безопасности Армении является Россия, ОДКБ, а единственным гарантом экономической стабильности – ЕАЭС, зависит будущее Армении. Очень хочу надеяться на то, что руководство армянской республики поймет и примет все вышеизложенное, и в будущем сменит вектор на исключительно проармянскую политику. Ту политику, сторонником которой всегда было политическое руководство России, а вовсе не Запада.

Мгер Симонян, президент Фонда развития Евразийского сотрудничества 


← Назад к списку новостей