Экономика Армении в 2017 году в контексте ее членства в ЕАЭС

28.02.2018

Экономика Армении в 2017 году в контексте ее членства в ЕАЭС

 Таблица 1.

Структура экспорта РА

Экспорт

 

2017

2016

 

место

тыс. дол.

%

место

тыс. дол.

%

Всего

 

2,242,869

100.0%

 

1,791,724

100.0%

Россия

1

541,583

24.1%

1

374,471

20.9%

Болгария

2

286,204

12.8%

2

152,420

8.5%

Швейцария

3

269,370

12.0%

9

74,643

4.2%

Грузия

4

155,213

6.9%

3

146,938

8.2%

Германия

5

132,483

5.9%

5

138,950

7.8%

Китай

6

123,753

5.5%

7

96,384

5.4%

Ирак

7

120,932

5.4%

6

137,896

7.7%

ОАЭ

8

102,828

4.6%

10

63,842

3.6%

Нидерланды

9

90,755

4.0%

8

75,253

4.2%

Иран

10

84,153

3.8%

12

50,836

2.8%

В основном экспорт на рынки ЕАЭС в 2017г. вырос продукцией химической и фармацевтической промышленности (71.4 %),  изделий из древесины (50.5%), текстили и текстильных изделий (35%),  готовых продуктов питания (27%).

Следует отметить, что в 2017г. экспорт в Россию, являющейся локомотивом ЕАЭС, вырос на 44.6%. В 2017 году рост ВВП РА превысил 5%, по предварительным подсчетам, составив 5.4%. Это существенно выше запланированного роста в 3.2%. Отмечается значительный рост экспорта, особенно экспорта готовой продукции. Рост экспорта в Россию идет опережающими темпами. Ключевую роль в росте экспорта играет его структура. Основная перспектива роста экспорта готовой продукции, у которой высокий процент добавленной стоимости это Россия. Следует использовать возможности ЕАЭС для значительного роста экспорта и в другие страны ЕАЭС.

В Евросоюз Армения экспортирует главным образом сырье.

Повышению уровня конкурентоспособности страны способствовали:

  • Подписание соглашения с ЕАЭС о снятии таможенных пошлин;
  • Упрощение всех процедур – от оформления и получения лицензий на экспорт до таможенного оформления;
  • Стабилизация курса российского рубля, за 2016-2017г. рубль укрепился на 22.5%, соответственно настолько же повысилась валютная выручка экспортеров в Россию;
  • Снижение цен на газ. Армения газ получает по цене 150 долларов за 1000м3, притом, что цена за газ в регионе составляет 180-190 долларов. С учетом того, то Армения потребляет примерно 2 млрд газа в год (в 2017г. - 1.996 млрд. м3, рост 7%), эффект составляет 70 млн долларов. При подписании Договора о ЕАЭС цена на газ составляла примерно 400 долларов за 1000м3, а для Армении цена снизилась с 270 до 189 долларов.
  • Позитивно повлияло и решение правительства Армении снизить цену на газ для тепличных хозяйств и перерабатывающей промышленности на одну треть. С учетом того, что энергоресурсы составляют примерно 30% себестоимости продукции, то фактически себестоимость сельскохозяйственной продукции снизилась на 10%, что конечно же также повысило конкурентоспособность этой продукции.
  • Свою роль сыграли также ответные санкции России, расширившие возможность экспорта продуктов в Россию из стран ЕАЭС.

Вырос экспорт и в ЕС, что прежде всего связано с существенным ростом цен на цветные металлы. Экспорт руды цветных металлов, листов алюминия, ферросплавов составляет абсолютное большинство экспорта нашей продукции в ЕС. Цена на медь в 2016-2017 г. выросла с 4400 до 7000 долларов за 1 тонну. Добыча же металургических руд в 2017г. выросла 13.2%. Экспорт медного концетрата вырос на 32%. По оценке экспертов ЕС по системе GSP+ Армения сэкономила 8.7 млн долларов США в 2016г. В экспорте же в ЕАЭС с учетом льготных цен на энергоресурсы экспортеры сэкономили примерно 60 млн долларов.

Оппоненты вступления Армении в ЕАЭС главным образом отмечают, что ВВП Армении в долларах сократился на 8%. Государственный же долг вырос на 10%. Во-первых, соответственно данным международных организаций в 2015-2016г. зафиксирован рост ВВП Армении, а в 2017г. отмечается уже существенный рост ВВП. Во-вторых, расчет ВВП соответственно изменению курса национальной валюты к доллару не выдерживает критики.

Скажем, осенью 2017г. в течение месяца курс грузинского лари в отношении к доллару снизился с 2.5 лари до 2.7 лари, то есть на 7.5%, фактически в долларах ВВП Грузии снизился на 7.5%. Расчет ВВП, связанный с изменением курса доллара, не корректен и не является следствием подписания того или иного интеграционного соглашения. Отметим также, что в то время, когда ВВП ЕС 2008-2009г. сократился на 4% в Латвии было зафиксировано падение ВВП на 22.4%, а в Литве и Латвии на 18%. Сокращение ВВП в Латвии заняло первое место в мире в 2009г. Явно однобоко и субъективно и в этом случае связывать падение ВВП с интеграционными процессами. В первую очередь это чувствительность экономики страны к внешним негативным фактором, так называемый слабый экономический гомеостаз.

В Армении же снижение темпа роста ВВП в 2015г. в первую очередь связано с тем, что в 2015г. цена на 1 тонну меди снизилась с 5190 долларов до 4400 долларов. Снижение составило 25%. Курс же российского рубля относительно доллара снизился с 56 рублей до 77 рублей. Понижение составило 28%.

Это являются основными причинами снижения темпа роста экономики в 2015г., а не интеграционные процессы. Конечно же если бы Армения не была членом ЕАЭС, то 30% рост цены на газ, таможенные пошлины, санитарно-гигиенические ограничения, еще большее сокращение трансфертов только усугубили бы ситуацию. Что же касается роста внешнего долга, то, во-первых, он находится в определяемых законодательно пределах, во-вторых из России мы получили строго целевые кредиты. Два льготных кредита в 300 млн долларов, прямо направленных на укрепление обороноспособности нашей страны. Эффективность данных кредитов бесспорна. Армения также получила из России целевой кредит в 270 млн и 30 млн долларов в качестве гранта, необходимых для модернизации и продления срока эксплуатации Армянской атомной электростанции.

Следует подчеркнуть, что в статье 4 Договора о ЕАЭС «Основные цели Союза» указано – основными целями Союза являются не только формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, но и всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик. Фактически в Договоре отмечена необходимость способствовать развитию экономики по данному, существенно более эффективному сценарию.

Россия занимает первое место по объёму инвестиций в РА. Следует, однако, признать, что в том числе из-за санкций и колебания цен на энергоресурсы существенного увеличения темпа роста инвестиций в экономику РА пока не произошло.

Таблица 2.

Инвестиции в экономику РА (млн. дол. США).

 

Валовые потоки

Всего

В том числе прямые инвестиции

Удельный вес, %

Всего

Прямые инвестиции

 

Всего

13,079

7,378

100.0%

100.0%

1

Россия

4,754

3,433

36.4%

46.5%

2

Германия

1,348

381

10.3%

5.2%

3

Франция

1,052

946

8.0%

12.8%

4

Кипр

912

168

7.0%

2.3%

5

Аргентина

623

328

4.8%

4.5%

6

Канада

602

125

4.6%

1.7%

7

Ливан

496

198

3.8%

2.7%

8

ОАЭ

438

255

3.4%

3.5%

9

Великобритания

422

193

3.2%

2.6%

10

Греция

409

257

3.1%

3.5%

За девять месяцев 2017г. Армению посетили 1,172 тысяч туристов, что по сравнению с тем же периодом предыдущего года больше на 21%. Существенный рост туристов является не только результатом членства ЕАЭС, реально способствующее свободному передвижению граждан стран-членов ЕАЭС, но и решение правительства Армении о возможности посещать Армению туристам из России по внутренним паспортам.

Трансфертыв в Армению в 2016г. составили 1,382 млн долл., а в 2017г. по предварительной оценке 1,489 млн долл., рост - 7%. В основном Армения получает трансферты из России – 63%. Трансферты из США составили 14%, из Украины – 5.5%.

Необходимо скорректировать и согласовать приоритеты экономической политики стран ЕАЭС, четко определить ее цели, сформулировать новую модель развития экономики, спрогнозировать ожидаемые результаты. Чрезвычайно важна реакция экономической политики, особенно денежно-кредитной и налогово-бюджетной, на фиксируемые импульсы нарушения экономической безопасности – падение ВВП, увеличение дефицита торгового баланса, рост инфляции. Способность противостоять внешним негативным воздействиям имеет важное значение для привлечения инвестиций.

Необходимо использовать все возможности, созданные Договором о ЕАЭС для создания совместных предприятий. Имеются перспективы сотрудничества стран ЕАЭС в сфере оборонной промышленности, машиностроения, электротехники и приборостроения, привлечении инвестиций в производство стройматериалов и строительство плавилен меди, в химической промышленности, в легкой промышленности, в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, в производстве лекарств, в развитии туризма.

Актуальной задачей является, с учетом закона РФ «О промышленной политике» и статьи 4 Договора о ЕАЭС, разработка дорожной карты кооперации и модернизации в первую очередь стратегических объектов стран ЕАЭС.

Актуальными задачами являются также четкое выполнение договорных обязательств странами ЕАЭС, координация макроэкономической политики, в первую очередь согласование по инфляции и курсу национальных валют и переход на взаиморасчеты в национальной валюте. Чрезвычайно важна разработка программ по противодействию коррупции и их четкая реализация. Следует решить таможенные проблемы и вопросы с либерализацией и координацией цен на энергоресурсы в ЕАЭС. Для стабильного и взаимосвязанного рост экономики стран ЕАЭС решение этих задач является первоочерёдным.

АШОТ ТАВАДЯН, доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра экономических исследований, член Евразийского экспертного клуба

24 февраля 2018 г. Ереван, Армения

Источник


← Назад к списку новостей