Энергетическое сотрудничество в ЕАЭС: состояние и перспективы
02.10.2024
Евразийский экономический союз – одно из самых перспективных интеграционных объединений на евразийском континенте. ЕАЭС имеет много сильных сторон, которые обусловлены его широкой географической протяженностью, обильными ресурсами и развитой технологической базой. Одним из важнейших конкурентных преимуществ Евразийского союза является его энергетический комплекс, однако сотрудничество между государствами-членами на данном направлении идет не так гладко.
Созданный в 2014 году Евразийский экономический союз объединяет 5 бывших республик СССР – Россию, Беларусь, Казахстан, Армению и Кыргызстан. На текущем этапе интеграции государства находятся в процессе формирования единого экономического пространства – общего рынка. Без учёта ряда исключений в ЕАЭС уже существуют общие рынки товаров, услуг и рабочей силы. Прорабатывается вопрос формирования общего финансового рынка.
Вместе с тем евразийская интеграция сталкивается со многими проблемами. Одной из них можно назвать разные экономические и политические интересы стран-участниц, а также неравномерный уровень развития. Помимо географического и культурно-исторического единства государства Союза имеют мало общего, что определяет разницу их подходов к интеграции в ЕАЭС. В среднем, всего 14% внешней торговли евразийских стран приходится на союзников по ЕАЭС, где у Республики Беларусь – этот показатель равен 52% (более половины!), Кыргызстана – 33%, Армении – 28%, Казахстана – 21%, а у России всего 9%.
Одним из существенных барьеров евразийской экономической интеграции является отсутствие общего рынка энергетических ресурсов, работы по созданию которого ведутся со дня основания Евразийского союза. Каждое государство блока видит его конфигурацию по-своему.
Не нужно быть экономистом, чтобы понять, что наиболее интегрирована в ЕАЭС Беларусь. Однако и тут есть множество барьеров. Во многих отраслях Беларусь конкурирует с Россией – в сельском хозяйстве, машиностроении, производстве минеральных удобрений, деревообработке, нефтехимии и даже IT. Естественное соперничество препятствует полной интеграции Беларуси в ЕАЭС. Но всё же Россия и Беларусь являются наиболее связанными членами Союза. На их взаимную торговлю приходится более половины всего оборота внутри ЕАЭС. Способствуют этому и механизмы Союзного государства.
Важнейшим аспектом зависимости Беларуси от РФ является энергетика. Около 58% электричества, вырабатываемого в стране, генерируется на газовых и угольных ТЭС. Топливо для этих станций импортируется из России.
В 2023 году на полную мощность заработал второй энергоблок Белорусской АЭС, построенной российским Росатомом, и в настоящее время доля мирного атома в электрогенерации страны составляет около 40%.
С 60-70-х годов на территории Беларуси существует развитый комплекс нефтеперерабатывающих предприятий. Продукты НПЗ позволяют успешно функционировать и развиваться белорусскому сельскому хозяйству и промышленности. Однако, сама республика добывает незначительные объемы нефти и полностью зависит от российских поставок.
Треть международной торговли Кыргызской Республики приходится на союзников по ЕАЭС. Наибольшие преференции от вступления в Союз Кыргызстан получил в области трудовой миграции. В отличии от соседей по Центральной Азии граждане Кыргызстана могут работать в России без патентов, квот, сдачи экзамена на знание русского языка и других разрешительных документов.
Существенную выгоду от интеграции получили предприятия Кырзыстана, которые экспортируют продукцию швейной отрасли. Товары попадают на внутренние рынки России, Беларуси, Казахстана и Армении без таможенных барьеров.
Энергетический комплекс Кыргызстана является довольно самодостаточным. Около 81% электрогенерации происходит на ГЭС. Однако без участия РФ и тут не обходится. При поддержке российской стороны осуществляется проект строительства ГЭС «Камбар-Ата-1», которая станет самой мощной станцией в стране.
В этом году подписан контракт на строительство Росатомом малой ГЭС «Чандалаш» в Джалал-Абадской области.
Российско-Кыргызский Фонд развития (РКФР) финансирует восемь проектов по возведению ГЭС на территории Кыргызстана. В мае текущего года при участии Фонда была введена в эксплуатацию ГЭС «Бала-Саруу» в Таласской области.
Однако, выработка энергии на ГЭС зависит от сезона и погодных условий, вследствие чего в Кыргызстане периодически наблюдается избыток электроэнергии, которую летом поставляют соседям, а в «несезон» страна может испытывать дефицит электричества. И снова Россия приходит на помощь.
В 2023 году РФ начала экспорт электроэнергии в Кыргызстан через Казахстан и за первый год объем поставок составил 500 млн КВт/ч (около 3% всего потребления страны). В дальнейшем планируется значительно нарастить экспорт, который пока ограничен только пропускной способностью электросетей Казахстана.
Вопреки отсутствию общих границ с другими участниками ЕАЭС, доля внешней торговли Армении с этими странами составляет 28%. На сегодняшний день Армения является самым успешным участником объединения. В первом полугодии 2024 года ВВП республики вырос на 10.4% в годовом исчислении, в 2023 году темп роста ВВП составил 8.6%, а в 2022 году – впечатляющие 12.6%.
Столь высокие показатели достигаются во многом благодаря членству в ЕАЭС и, в частности, сотрудничеству с Россией. Начало стремительного экономического роста Армении совпало с началом СВО России на Украине и сопутствующими событиями. С введением многочисленных экономических ограничений странами коллективного Запада в отношении России появилась острая необходимость создания новых схем обхода торговых барьеров. Осуществляя реэкспорт товаров из России на Запад и обратно, Армения играет роль транзитёра и получает за это значительный доход.
В энергетической сфере Армения полностью зависит от сотрудничества с Россией.
Ввиду отсутствия в стране собственных нефтяных месторождений и НПЗ в полном объеме необходимые экономике нефтепродукты Армения импортирует из-за рубежа, где на долю России приходится 90%. Около 40% электрогенерации Армении происходит на газовых ТЭС, топливо для которых в основном поставляется из РФ.
Единственная в стране Мецаморская АЭС обеспечивает выработку 36% электричества. Станция обслуживается и модернизируется российской стороной и полностью зависит от российского топлива.
После Второй карабахской войны правительство Пашиняна взяло курс на дистанцирование от Москвы и снижение зависимости от России в самых чувствительных для Республики сферах. Одной из них является энергетика: принято решение генерацию на российских углеводородах замещать станциями на возобновляемых источниках энергии, а Мецаморскую АЭС постепенно заменить американскими установками на блоках малой мощности. Не стоит и говорить, что данное решение полностью противоречит духу евразийской интеграции.
Вторая по величине экономика ЕАЭС – это Республика Казахстан. Главным торговым партнёром страны является Россия, а в целом на членов Союза приходится около 21% всего внешнеторгового оборота.
Наряду с Россией Казахстан является нетто-экспортёром энергоресурсов, имеет богатые запасы углеводородов на своей территории. Именно эта группа товаров превалирует во внешней торговле страны в целом, но при этом является несущественной в торговле с партнёрами по ЕАЭС.
Основная выгода Казахстан от евразийской интеграции – это беспрепятственный экспорт продукции машиностроения, химической промышленности, металлопродукции и других групп товаров на территорию членов Союза.
С 2022 года вследствие СВО и связанных с ней событий Казахстан испытывает позитивный эффект для экономики – аналогично с Арменией. Произошёл приток инвестиций со стороны переселенцев из РФ, открываются новые компании, строится жильё, вырос спрос на банковские услуги, существенную выгоду приносит реэкспорт.
Казахстан имеет уникальное географическое положение, находясь на пересечении трансконтинентальных маршрутов с Севера на Юг и с Запада на Восток. Значительную прибыль стране приносит транзит российских энергоресурсов. Через территорию республики проходят нефтепроводы из РФ в Китай, поставляется газ в Узбекистан и электроэнергия в Кыргызстан. Также планируется строительство нового газопровода из России в КНР через территорию Казахстана.
Своей АЭС на сегодняшний день Казахстан не имеет, вопрос о её строительстве находится в стадии рассмотрения. Однако страна играет важную роль в атомной энергосистеме России. Около четверти извлекаемого в республике урана принадлежит «Росатому». Этот объем вдвое больше того, что корпорация добывает у себя на родине.
Однозначным лидером и локомотивом евразийской интеграции является Россия. Доля союзников по ЕАЭС во внешней торговле РФ составляет 9%, что может показаться незначительным показателем. Однако относительно объемов экономики РФ – это существенный объем. К тому же главной целью для России являются стратегически устойчивые, взаимовыгодные и дружеские отношения с соседями, с которыми ее связывает общая многовековая история, культурная близость, традиционные ценности, русский язык и общее стремление к развитию.
Испытанием на прочность Евразийского союза стал 2022 год, когда ведомая США коалиция западных стран поставил цель экономически уничтожить Россию. В сложный момент члены ЕАЭС подставили плечо России. Несмотря на угрозу вторичных санкций они продолжили торговлю с РФ, в том числе критически важными товарами, необходимыми для обеспечения устойчивости российского ТЭК.
Для стран ЕАЭС Москва также является критическим партнером. Россия играет ключевую роль в обеспечении энергетической безопасности Армении и Беларуси, участвует во множестве энергетических проектов в Кыргызстане, сотрудничает с Казахстаном в сфере добычи и транспортировки энергоресурсов. Без дешевых российских углеводородов и наработок в сфере атомной и альтернативной энергетики невозможно обеспечение конкурентного роста экономик стран Союза.
Формирование общего энергетического рынка ЕАЭС, объединяющего рынки нефти и нефтепродуктов, газа и электроэнергии стран блока изначально планировалось в срок не позднее 1 января 2025 г. До сих пор эта дата закреплена в нормативно-правовых актах Союза и используется в качестве ориентира в выступлениях экспертов. Стремительно меняющаяся международная обстановка, эскалация напряжения в отношениях России, Беларуси и коллективного Запада, новые вызовы для национальных экономик, такие как СВО и внешние экономические ограничения, крайне негативно сказываются на выполнении намеченных планов интеграции. Формирование общего энергетического рынка в срок однозначно ставится под сомнение.
Сущность потенциального общего рынка энергетики Союза заключается в исключении дискриминационных действий по отношению к участникам при формировании рыночных цен на энергосырьё, электроэнергию и получение доступа к трубопроводным и электрическим сетям естественных монополий, гармонизации нормативно-правовых актов государств-членов.
Основа стратегии формирования общего рынка газа ЕАЭС – это Решение Высшего Евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 г. № 18 «О формировании общего рынка газа Евразийского экономического союза». Оно утверждает состоящую из трех этапов программу формирования общего рынка газа (подготовка нормативно-правовой базы, создание инфраструктуры, запуск рынка) и план мероприятий. В 2023 году в Решение были внесены изменения, которые исключили планы по запуску биржевой торговли газом и системы информирования всех членов о загруженности газовой трубопроводной системы ЕАЭС.
Важнейшими пунктами плана мероприятий, утверждённого Решением, являются подписание международного договора о формировании общего рынка газа и начало перехода к третьему этапу формирования общего рынка газа Союза в 2023 г., которые не выполнены до сих пор.
Аналогично газовому рынку основополагающим документом интеграции в области торговли нефтью и нефтепродуктами является Решение Высшего Евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 г. № 23 «О формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза». Структура и сущность документа схожа с Решением № 18. Принятие международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза здесь было запланировано на 1 января 2024 г. и также не состоялось, что не позволяет перейти к третьему этапу программы.
Действия государств-участников ЕАЭС по формированию общего рынка электроэнергии проводятся на основании Решения Высшего Евразийского экономического совета от 20 декабря 2019 г. № 31 «О плане мероприятий, направленных на формирование общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза». В соответствии с внесёнными в 2024 г. изменениями срок создания общего электроэнергетического рынка был перенесён с 1 января 2025 г. на более реалистичный 2026 г. Однако многие пункты плана напрямую привязаны к дате вступления в силу международного договора о формировании общего рынка газа Союза, что может привести к дальнейшему их смещению.
Энергетическое сотрудничество в ЕАЭС может сильно измениться в случае принятия в состав организации новых членов. Точной информации о кандидатах на вступление в ЕАЭС в открытых источниках существует немного. По большей части высказываются предположения, основанные на фактах текущего состояния сотрудничества. С точки зрения энергетики, наиболее перспективным из таких потенциальных кандидатов является Иран.
ИРИ занимает восьмое место в мире по потреблению энергии, третье по добыче газа, восьмое место по добыче нефти и производству нефтепродуктов. В 2023 году между Ираном и Евразийским союзом было подписано полноформатное соглашение о зоне свободной торговли.
Иранская энергетика может существенно укрепить энергетический потенциал ЕАЭС. Ввиду высокой зависимости электрогенерации в стране от природного газа даже несмотря на собственные обильные запасы Иран испытывает существенный дефицит голубого топлива. Проблема решается за счёт поставок природного газа из России.
Активное сотрудничество в сфере энергетики ведут Иран и Армения. В 2009 г. был запущен проект «Газ в обмен на электроэнергию», договор о котором будет действовать до 2030 г. Сущность проекта заключается в том, что Иран поставляет газ в Армению (около 15% всего импорта газа), а взамен получает электроэнергию в расчёте 3 кВт/ч за кубический метр голубого топлива. Объемы бартера ограничены только невысокой пропускной способностью линий электропередач. В настоящее время реализуется проект возведения новой линии, которая увеличит пропускную способность в три раза. Однако ввиду недостаточности финансирования и сложного рельефа местности, начавшееся в 2017 г. строительство до сих пор не завершено.
На стадии проектирования остаётся совместный армяно-иранский проект строительства Мегринской ГЭС на реке Аракс, первые соглашения по которому были подписаны ещё в 2007 году. Главной проблемой этого проекта также является недофинансирование.
Потенциальное присоединение Ирана к ЕАЭС и создание общего энергетического рынка могут вдохнуть новую жизнь в совместные армяно-иранские и другие энергетические проекты путём привлечения новых источников инвестиций.
В статусе государства-наблюдателя при ЕАЭС находится Республика Узбекистан, которую также принято рассматривать в качестве потенциального кандидата на вступление в Союз. По словам посла России в Узбекистане Олега Мальгинова, для подготовки полноценного вхождения страны в организацию действует рабочая группа между структурами Союза и Узбекистаном.
Главные преференции от присоединения к ЕАЭС республика получит в сферах трудовой миграции и энергетики.
В 2023 г. начались поставки природного газа из России в Узбекистан через территорию Казахстана. Прокачка осуществляется через газопровод «Средняя Азия – Центр», который изначально проектировался для поставок в обратную сторону. В начале этого года правительство Узбекистана приняло постановление, в соответствии с которым будет проведена модернизация газопроводящей сети и в три раза увеличен объем суточных поставок голубого топлива из России.
Российская компания «Силовые машины» уже с 2020 г. занимается строительством и модернизацией шести гидроэлектростанций на территории Узбекистана. На встрече президентов России и Узбекистана в мае этого года было анонсировано начало работы ГК «Росатом» над созданием малой АЭС в Республике.
В мае 2024 г. Узбекистан, Казахстан и Азербайджан подписали меморандум о сотрудничестве по объединению энергосистем. Основной целью трёх стран является экспорт электроэнергии в Европу. Очень высока вероятность того, что на европейские рынки реверсом пойдет российский газ.
В 2024 году начались переговоры ЕАЭС с Монголией по вопросу создания временного соглашения о свободной торговле. В соответствии с проектом «Сила Сибири-2», по территории страны будет проложен газопровод из России в Китай. Его запуск ожидается в ближайшее время. Таким образом Монголия будет вносить существенный вклад в функционирования российского ТЭК.
Российская компания «Интер РАО» и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) проводят модернизацию крупнейших объектов электрогенерации в Монголии – ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4, расположенных в Улан-Баторе. Также РФПИ инвестирует средства в строительство первой угольной электростанции в аймаке Увс.
В 2022 году указом президента Монголии было положено начало созданию нового главного города страны Новый Хархорум на месте древней столицы. Производство электроэнергии для города будущего будет возложено на новую АЭС, которую построит «Росатом». Весной этого года на форуме «Атомэкспо» в Сочи была подписана дорожная карта создания в Монголии малой модульной атомной электростанции.
В существующем виде ЕАЭС оказывает обширное позитивное влияния на развитие экономик его стран-участниц. Сотрудничество союзников происходит во всех отраслях экономики, где особое место занимает энергетика. Взаимовыгодное партнёрство преимущественно с Россией в этой области позволяет сохранять и укреплять энергетическую безопасность государств Союза.
Наличие собственных национальных интересов и отличие векторов направленности международной политики замедляют интеграцию, однако здоровый и понятный диалог внутри ЕАЭС сохраняется на всех уровнях: от руководства стран до малых предпринимателей.
Очевидно, что планам по формированию общего энергетического рынка ЕАЭС не суждено сбыться к 1 январю 2025 г. Ожидать завершения интеграции в этой сфере можно ещё не скоро. Однако успешно осуществлённые планы по созданию общих рынков энергоресурсов значительно повысят степень интегрированности экономик стран-участниц ЕАЭС друг с другом.
Присоединение к Союзу новых членов крайне позитивно скажется на укреплении энергетической безопасности стран-участниц и увеличит влияние и долю ЕАЭС на глобальном энергетическом рынке.
Марат Легкодимов, студент Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации
Фото взяты из открытых источников