Сделать предложение, от которого невыгодно отказаться
07.10.2012
Введение на его территории утилизационного сбора на ввозимые из третьих стран автомобили уже сильно ударило по украинским автопроизводителям и некоторым особенно рьяным евроинтеграторам из правительства, чей бизнес связан с украинским авторынком.
Вместе с тем, в потоке информации о взаимоотношениях Украины и Таможенного часто упускается из виду вопрос – какие именно выгоды может получить Украины от членства в этом интеграционном объединении. Эксперты сходятся на мнении, что их несколько:
Во-первых, «загрузка» заказами высокотехнологичных предприятий по всей стране – от Киева до Донецка. В первую очередь здесь стоит упомянуть об оборонных предприятиях Харькова и Днепропетровска, а также о мощном производственном потенциале Поднепровья, «мозговых центрах» авиа- и судостроения, космической промышленности, расположенных в столице, Запорожье и Днепропетровске. Сейчас большинство из этих фирм находятся на грани банкротства, имеют долги по зарплате перед своими работниками. Покупающие их европейцы (как в случае к крупнейшими на постсоветском пространстве николаевскими верфями) резко сокращают производство и делают из высокотехнологичного предприятия фирму по производству прогулочных яхт. То же относится и к кадровому потенциалу украинской науки – украинцы (особенно молодые) бегут из страны в поиске заработка на Западе. То же самое характерно и для России. Однако в гораздо менее острой степени. Кроме того, программа перевооружения армии и промышленности, начавшаяся в 2010-х годах, должна дать импульс отечественной промышленности. Россия и Украина вместе – это промышленности развитые страны, порознь – сырьевые экономики. Потому что никому в мире не нужны новые-старые конкуренты.
Если Евросоюз предлагает Украине место догоняющей страны, граждане которой будут играть роль обслуживающего персонала, малого и среднего бизнеса в этом интеграционном объединении, то в Таможенном союзе Украина займет одно из лидирующих мест, подразумевающее увеличения количества рабочих мест в центре и регионах страны.
Вторая группа преимуществ – это удешевление энергоносителей, снятие существующих таможенных ограничений. Уполномоченный правительства Украины по взаимоотношениям со странами СНГ Валерий Мунтиян приводил цифру в $9 млрд – такова будет ежегодная экономия украинского бюджета в случае вступления Украины в Таможенный союз. Кроме того, Таможенный союз откроет перспективу модернизации основных промышленных объектов Украины, в первую очередь газотранспортной системы. Это позволит не поднимать цены на газ для населения, на чем упорно настаивает Европа.
Кроме того, существует большой потенциал кооперации между российскими и украинскими предприятиями – начиная от агропромышленного комплекса и заканчивая космической отраслью. Пример удачных испытаний украинско-российского грузового самолета АН-70 показывает, что «оттепель», наступившая в двусторонних отношениях с 2010 года, уже дает свои реальные плоды.
Европа же намерена развивать исключительно финансовую сторону сотрудничества – укреплять свое влияние в банковском секторе. Промышленность Украины для Запада – это конкуренты, которых надо устранить, что стимулирует сокращение рабочих мест и усиление миграции украинцев в западные страны на заработки.
Таким образом, для руководства страны с чисто прагматической точки зрения выбор очевиден. Единственным объяснением того, что они им до сих пор не воспользовались может быть только то, что президент и его окружение находятся в плену «евроиллюзий».
Олег Горбунов, политический обозреватель сайта «Политком.ру»