Власть Армении не хочет совмещать евразийский и европейский векторы
12.04.2025
10 апреля Институт стран СНГ совместно с ереванским филиалом провел заседание международного экспертного Круглого стола на тему «ЕС или ЕАЭС: сможет ли Армения усидеть на двух стульях?». Главная цель дискуссии, в которой приняли участие крупнейшие специалисты по российско-армянским отношениям двух стран, заключалась в том, чтобы определить, насколько далеко готово зайти нынешнее руководство Армении, реализуя европейский вектор, и как эта политика отразится на отношениях с Россией и Евразийским экономическим союзом.
4 апреля президент Армении Ваагн Хачатрян подписал закон «О начале процесса вступления Республики Армения в Европейский Союз» после того, как неделей ранее во втором чтении его утвердило Национальное собрание (НС). Власти Армении в лице премьер-министра Н. Пашиняна и министра иностранных дел А. Мирзояна убеждают Москву в том, что принятие закона о ЕС является лишь ответом властей на запрос гражданского общества, и по содержанию документ является в большей степени «декларацией о намерениях». Тем не менее, участники Круглого стола сошлись во мнении, что России стоит относиться к проевропейским амбициям команды Пашиняна очень серьезно.
Тон дискуссии задал экс-депутат 5,6,7 созывов НС РА Тигран Уриханян. Отбросив политкорректность, он высказал мнение, что правительство Пашиняна не стремится сохранить баланс в отношениях с Европой и Россией. Армения хочет интегрироваться в Европейский союз, и, как только эта цель будет достигнута, она окончательно покинет ОДКБ и ЕАЭС. Главный редактор московской редакции Alpha News Айк Халатян поддержал тональность Т. Уриханяна, добавив, что проевропейский вектор может служить лишь прикрытием реальных мотивов команды Пашиняна, состоящих в развороте внешней политики в сторону Турции. Развивая тему Турции, главный научный сотрудник Сектора Кавказа Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН, д.и.н. Александр Крылов предположил, что в конечном итоге европейские амбиции Еревана могут натолкнуться на ту же стену, что и устремления Анкары или Тбилиси, только в отличие от них у Армении не будет большого запаса экономической и политической прочности.
Экономисты Ашот Тавадян и Агаси Тавадян отметили, что в экономическом плане ЕС не может быть для Армении альтернативой ЕАЭС. Если сравнить показатели внешней торговли РА с ЕС и ЕАЭС – $2 млрд против $12 млрд – очевидным становится, что Армения понесет огромные убытки в случае отказа от евразийского вектора. Закрытие российского рынка, что станет прямым следствием интеграции РА с ЕС, тяжело ударит по армянскому бизнесу, чья продукция не востребована на европейских рынках. Разрыв с Москвой также усложнит взаимодействие по диаспоральной линии при том, что в России проживает больше армян, чем в самой Армении. О глубине российско-армянских связей также свидетельствует тот факт, что только российский Росатом предоставил Еревану готовый проект новой атомной электростанции, которая заменит устаревающую Мецаморскую АЭС, хотя и европейцы, и американцы уже более десяти лет убеждают руководство РА закрыть «опасный» объект.
Профессор Аза Мигранян отметила, что переход с евразийской на европейскую интеграцию потребует полной перестройки армянской экономики на другие технико-санитарные и производственные стандарты. При этом европейские партнеры не заинтересованы в том, чтобы импортировать из Армении товары с высокой добавленной стоимостью: для них Армения прежде всего интересна как источник дешевого сырья и рынок сбыта. Но учитывая малый размер армянской экономики и ее сервисно-аграрную структуру, правительство Пашиняна все равно может пойти на сближение с ЕС, в связи с чем временное окно для действий России не так широко.
В этой связи политический аналитик Арам Сафарян указал на опасность отсутствия надежной коммуникации между Россией и армянским обществом. Как пояснил армянский политолог, власти Армении не информируют граждан страны о разрушительных последствиях проевропейского выбора Еревана, из-за чего большая часть населения страны не понимает, что находится перед серьезным выбором. Член Совета Международного «Лазаревского клуба» Виктор Надеин-Раевский добавил в свою очередь, что разрушение традиционных общественно-политических парадигм армянского социума является одной из главных задач нынешнего руководства. С момента прихода к власти в 2018 году Пашинян последовательно снижает роль Армянской Апостольской Церкви, которая всегда стояла на страже армянских ценностей и интересов, сдает исторические земли – Нагорный Карабах, Тавуш, Сюник –и идет по пути отказа от признания Геноцида армян 1915 года.
В качестве главной рекомендации участники экспертной дискуссии Института СНГ предложили разделять антироссийское правительство Армении от армянского народа, который по-прежнему связан с Россией экономически, политически, культурно и духовно. Как отметил, на прошедшем в этот же день Международном Форуме «Евразия – территория традиционных ценностей» член Совета АНО «Евразия» Мика Бадалян, отношение нынешней власти Армении к России «совершенно предвзято и противоречит национальным интересам страны. Они пытаются разрушить отношения с РФ, что смерти подобно для Армении». Принимавшая также участие в Форуме главный редактор RT Маргарита Симоньян совершенно справедливо заключила: «Если, не приведи Господь, между Россией и Арменией установятся недружелюбные отношения, России, конечно, будет, очень грустно. А вот Армении, скорее всего, не будет вообще. Вот в чем ужас».
Иван Сидоров, ведущий специалист Фонда развития евразийского сотрудничества