История повторяется: духовенство вновь спасает армянский народ и Армению

14.05.2024

История повторяется: духовенство вновь спасает армянский народ и Армению

 

 

Видимо, неслучайно Армении, первой принявшей Христианство, в самые сложные исторические моменты на помощь приходят представители духовенства. Участие Церкви в разрешении кардинально важных для страны ситуаций фиксируется еще с далекого 370 года, когда за армянский народ молился Святитель Нерсес – Католикос Нерсес I Великий. В 451-м, спустя восемь десятилетий, бок о бок с армией, бившейся за справедливость и сохранение веры, стоял монах Гевонд. А уже в 1918-м, ровно за сто лет до «бархатной революции», на защиту государственности Армении вышел епископ Гарегин Овсепян и многие иные священнослужители, не отдавшие Родину на растерзание туркам.

Каждый из святых отцов проявил чудеса самоотверженности, преданности Родине и народу, которому они служили.

Фото 1.jpg

Святитель Нерсес I Великий

Святитель Нерсес стал одним из почитаемых армянских католикосов еще до знаменитого Дзиравского сражения, где ему довелось проявить себя, как истинному последователю учения Христова. В 353 г., будучи рукоположен в архипастыря земли Армянской, он сразу же взялся за благоустройство Церкви и за дело духовно-нравственного просвещения народа. Созванный им первый Поместный Собор Армянской Церкви постановил учредить по всей стране благотворительные учреждения: больницы, лепрозории, богадельни, странноприимные дома. При этом святитель Нерсес не чурался лично обходить больницы и собственноручно ухаживать за страждущими: он омывал их раны, кормил, поучал и утешал. Не зря в истории и памяти народа архипастырь остался как «просветитель сердец армян». 

К слову, просвещением Нерсес I также занялся серьезно: по решению отцов Собора по всей стране стали открываться начальные школы. При нем же были строго осуждены и запрещены такие пережитки языческих нравов, как чрезмерная скорбь по усопшим и браки между близкими родственниками. В итоге, по личному примеру своего архипастыря народ начал духовно преображаться. Ну, а в историю Католикос вошел после знаменательной битвы между христианами и огнепоклонниками, имевшей место на поле Дзирав. 

К весне 370 г. в Армении сложилась непростая ситуация. Воспользовавшись смутой, ярый гонитель христиан персидский царь Шапур II, вторгся в нее и, заманив хитрыми обещаниями царя Аршака в смертельную западню (крепость Анхуш), фактически обезглавил государство. Весть об убийстве царя потрясла страну. Чтобы выправить ситуацию Святитель Нерсес обратился к императору ромеев Валенту с просьбой посадить на царский престол сына Аршака (молодого царевича Папа). Однако, когда просьба была выполнена, Шапур II пришел в ярость, направив в Армению войска. Огнепоклонники-персы по всей стране начали массовые гонения на Церковь: духовенство арестовывали, ссылали и убивали, уничтожалась церковная литература на греческом языке, а христиан, не соглашавшихся стать огнепоклонниками, Шапур предавал ужасной смерти. 

На помощь христианам Армении подоспело войско василевса ромеев, которое вместе с армянскими воинами вступило в решающую схватку с врагами Христовой веры – это случилось весной 370 года. Именно тогда, на поле Дзирав святитель Нерсес, поднявшись на вершину близлежащей горы Нпат, как некогда Моисей Боговидец, с распростертыми крестообразно руками молился аж до самого заката солнца – до тех пор, пока персы не были разбиты и изгнаны. Всевышний внял молитвам, и сохранил армянский народ и веру!

Фото 2.png

Герои Аварайрского сражения Священник Гевонд и Святой Вардан Мамиконян

Не менее значимой в истории Армении фигурой был и священник Гевонд, оставивший свой след в ходе не менее известного – Аварайрского сражения. Да и, вообще, в ходе битвы, имевшей место 26-го мая 451-го года, армяне, возглавляемые спарапетом Варданом Мамиконяном, нанеся огромный урон врагу, смогли отстоять право оставаться христианами во многом именно благодаря поддержке духовенства. 

Как известно, после падения царской династии Аршакуни в 428г. Армения не являлась независимым государством – ее западная часть входила в состав Восточной Римской империи (Византии), а восточная – в состав персидского государства Сасанидов. Тем не менее, персы предоставили Армении значительную автономию, и страна в те годы переживала культурный подъем, связанный с деятельностью просветителя и изобретателя армянского алфавита Месропа Маштоца и его учеников. Именно в ту пору строились церкви и школы, распространялась грамотность. Однако, спустя 10 лет – в 438г. персидским царем стал Йездигерд II., решивший ужесточить политику в отношении Армении и принявшийся продвигать официальную персидскую религию того времени (зороастризм), находя ее единственно верной. В Армению был направлен представитель царского двора, проведший перепись населения, обложивший народ налогами. Но самое главное, был издан эдикт, которым от армян требовали отказаться от христианства и перейти в зороастризм. Ответ духовенства и знати персидскому царю Армении был следующим. «… Если ты оставишь нам нашу веру, то здесь, на земле, не будет у нас другого повелителя, кроме тебя; а на небе – другого бога, кроме Иисуса Христа; так как нет другого бога, кроме Него. Но если ты потребуешь от нас отречься от веры, то вот они мы: пытай нас, делай с нами что хочешь… мы умрем как мученики, и Он (Бог) сделает нас бессмертными…», – цитирует ответ летописец Егише.

Этот протест духовенства по поводу смены веры привел к тому, что вскоре вспыхнула война – персидский царь послал в Армению огромную армию, значительно превосходящую армянские войска под руководством Вардана Мамиконяна. Однако и Церковь, во главе с католикосом Иосифом и священником Гевондом, оказала персам сопротивление. Как описывают историки, перед битвой священнослужители не только воодушевляли воинов, но и крестили их, и укрепляли в них веру и дух. «И соорудили алтарь, и совершили святое таинство: приготовили также купель, и если среди воинов были некрещенные, всю ночь крестили их, и наутро приняли святое причащение», – описывает происходящее накануне Аварайрской битвы летописец Егише.

И хотя восставшие армяне, увы, но были разгромлены превосходящими силами противника, а Вардан Мамиконян погиб в бою, тем не менее, шах, напуганный огромными размерами восстания, все же счел за благо отказаться от насильственного обращения армян в зороастризм. Он восстановил в Армении самоуправление, вернул привилегии местной знати и христианскому духовенству. Так армяне отстояли свое право быть христианами. Проигранная Аварайрская битва, по сути, стала великой духовной победой армянского народа. И не случайно Армянская Апостольская церковь причислила Вардана Мамиконяна и павших вместе с ним на Аварайрском поле 1036 соратников к лику святых…

Фото 3.jpg

Епископ Гарегин Овсепян

Ежегодно 26 мая в Армении отмечается и другая, не менее памятная дата – день победы в Сардарапатской битве. Сражение, произошедшее спустя 1467 лет после Аварайра, вновь во многом вошло в историю благодаря участию в нем священнослужителей, одним из коих был епископ Гарегин Овсепян.

В середине мая 1918 года в регионе сложилась тяжелейшая ситуация: после подписания Брест-Литовского договора и захвата Батума, Ардагана и Карса турки продолжили наступление на Эчмиадзин. Армянское политическое и военное руководство предупредило об этом католикоса Геворга V Суренянца, посоветовав покинуть Эчмиадзин, на что тот ответил отказом. Владыка сказал, что, если армянское войско не может защитить его, христианскую веру, то он готов остаться в Эчмиадзине. Словом, в дни Сардарапатского сражения, когда стоял вопрос физического существования армян, армянские священнослужители находились рядом с войском на передовой. 

Епископ Гарегин Овсепян (будущий католикос Великого Дома Киликийского), обучавшийся за границей, был одним из самых образованных людей в Армении того времени. Именно он и обратился к войску с речью, довольно сильно воодушевившей людей, чей моральный дух был достаточно низким в сложившейся ситуации. В итоге на борьбу с турками поднялись не только солдаты, но и обычные сельчане, земледельцы, охотники. Именно охотники в то время и были хорошими «снайперами». Как рассказал в одном из интервью директор музея «Сардарапат» Карен Пахлеванян, известна история о разговоре одного из таких охотников по имени Зарзанд с епископом Гарегином, проходившем во время сражения: «Когда Зарзанд стрелял в противника, Гарегин с ухмылкой говорил, что тот не попал в голову. Он считал, что выстрелы должны быть точными». Дело в том, что боеприпасов не хватало и их нужно было использовать эффективно, пояснил историк.

Конкретное число священнослужителей, участвовавших в Сардарапатском сражении, неизвестно. Однако там были практически все воспитанники семинарии «Геворкян», то есть можно говорить о примерно 300 священнослужителях. Да и в целом представители духовенства сыграли огромную роль в психологической и моральной поддержке войск. Ведь за несколько лет до сражения армяне пережили геноцид, в Армении были сотни тысяч беженцев, царила разруха, голод. Но именно в такой момент произошло историческое чудо: победа в Сардарапатском сражении! В результате, армянское население северной части Араратской долины избежало геноцида, значительная часть Восточной Армении была спасена от захвата турками, и были созданы условия для восстановления армянской государственности. И это случилось: 28 мая 1918 была провозглашена Республика Армения!

Спустя ровно сто лет – в 2018-м, в Армении вновь произошло историческое событие. Однако «бархатная революция» не укрепила, а напротив, разрушила основы независимости республики. И на сегодня Республика Армения стоит перед угрозой полной потери своей государственности. Осознав серьезную опасность, нависшую над Родиной, над народом, в «бой» вновь ринулись представители армянского духовенства.

Фото 4.jpg

Баграт Србазан – глава Тавушской епархии Армянской Апостольской Церкви, начав свой протест с акций в тавушском Киранце, где не так давно стартовал процесс передачи Азербайджану 4 сел области и работы по делимитации-демаркации армяно-азербайджанской границы, перенес волну протеста в Ереван, пешком отправившись в столицу. Участники возглавляемого им движения «Тавуш по имя Родины» дошли до главной площади страны – площади Республики – 9 мая, где в тот же день прошел многотысячный митинг. Столь активное участие граждан страны в первое собрание, оказалось еще более многолюдным днем позднее, а 12 мая на площади Республики и вовсе яблоку негде было упасть. Все оттого, что армянский народ, вопреки убеждению действующей власти в собственном высоком рейтинге, давно разочарован и жаждет смены правительства с его политикой сдачи земель и целым рядом провальных реформ. 

Чаяния людей в своем выступлении на воскресном митинге, 12 мая, четко обозначил и озвучил Баграт Србазан. Слова Преподобного сопровождались бурными аплодисментами, ведь оратор поднял наиболее насущные вопросы, беспокоящие армянскую общественность – от стартовавшей процедуры делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы, до конституционных реформ, реформ в сфере образования, отношений с историческими союзниками и т.д. 

Архиепископ предложил не идти на поводу противника, не проводить делимитацию и демаркацию на условиях односторонних уступок, без каких-либо четких гарантий безопасности Армении, что по сути своей нелегитимно и идет в разрез с международными договоренностями. Баграт Србазан также отметил, что в корне неверно сначала осуществлять демаркацию, а уже потом подписывать мирный договор с Азербайджаном. Первым делом следует заключить мирное соглашение и уже потом приступить к «разделению» территорий и очерчиванию границ, ответил он, подчеркнув: «Это должно быть всеобъемлющее соглашение с привлечением международных гарантов».

В своей содержательной речи священнослужитель напомнил действующей власти и многие обещания, данные в предвыборный период – в том числе и то, как действующий премьер грозился отрубить себе руку в случае их неисполнения. Однако не только не претворил их в жизнь, но и принялся этой самой «рукой» грозить жителям приграничных тавушских сел войной, выдвигая им ультиматум в случае их несогласия с передачей 4 своих сел противнику. 

Баграт Србазан предложил свернуть стартовавший процесс делимитации-демаркации, равно как и целый ряд реформ правительства Пашиняна – в частности, речь о приостановке формирования Академгородка и переносе туда вузов страны, о прекращении проведения реформ в школьных программах (речь, в частности, о скандальном учебнике «История Армении» для 7 класса) и многом ином. Традиционные ценности (прежде всего семейные), коими всегда гордилась Армения, должны быть сохранены – таков основной призыв архиепископа от лица представляемого им народа. 

Фото 5.jpg

По твердому убеждению участников Движения, возглавляемого Преподобным, должны быть восстановлены утерянные дипломатические связи Армении с внешним миром. Баграт Србазан отмечает насущность ведения проармянской, дружественной политики с государствами всего мира. Это следует лишь приветствовать. Однако близких друзей много не бывает – один, максимум два. И я должен с сожалением констатировать, что Армении с учетом политики действующей власти на сегодня не набрать и этого числа стран-союзников, готовых ее поддержать. Меж тем, если бы в свое время Армения в лице власть предержащих не взяла бы крен на ЕС и Штаты, то имела бы как минимум два государства готовых оказаться рядом – это Россия и Иран. Два мощнейших государства, поддержка которых могла бы стать гарантией безопасности Республики Армения. Но добиться этого еще не поздно и вполне возможно при условии, озвученном от имени народа Багратом Србазаном.

Речь о добровольном уходе в отставку Никола Пашиняна – требование, выдвинутое в первые же часы митинга 9 мая. После чего собравшиеся призвали к объявлению премьеру вотума недоверия и формированию временного правительства. Стереть, начать сначала – таков единственный на сегодня выход для Армении, оказавшейся на грани потери государственности. 

При этом Баграт Србазан особо подчеркнул: создавая новое руководство страной следует быть особо бдительными: формировать правительство без оглядки на партийность, родственные связи и прочие нюансы, коими грешат армянские власти. Основными требованиями должны стать дальновидность, стратегическое мышление, интеллектуальные способности лиц, которые войдут во временное правление. Благо, как отметил архиепископ, нынешние митинги показали – такой потенциал есть. А главное – армянский народ борется не за материальные блага, а за честь и за Родину. И он непременно победит. «Это будет победа духовного над «духом»!», – сказал, улыбаясь, Баграт Галстанян, намекая на знаменитый слоган «Духов», приведший к власти Пашиняна. 

Србазану аплодисментами вторила многотысячная толпа соотечественников, жаждущих избавления от лживого и лицемерного действующего правительства. Согласны люди и с предложением Святого отца выдворить нынешнего премьера и его команду с занимаемых должностей тихо мирно, без потрясений – ровно так, как шесть лет назад они и пришли к власти. 

Остается надеяться, что движение «Тавуш во имя Родины», возглавляемое Багратом Србазаном, уже в ближайшие дни покажет, что наступило время перемен. А итогом действий возмущенного народа явится мудрое решение нынешнего руководства РА, которое решит сложить свои полномочия добровольно. Лучше уже сейчас разумно оценить реальную ситуацию и, получив гарантию собственной безопасности, подать в отставку, нежели подтолкнуть собственной народ к гражданской войне и пролить кровь. Ведь подобный финал окажется последним и непозволительным аккордом провальной политики премьера Пашиняна, отсчет последних дней которой был дан на митинге 9 мая. 

Вера армянского народа в свои силы, подкрепленная поддержкой духовенства, всегда приводила к спасению Родины. Так было, и так будет и на этот раз.

 

Мгер Симонян, президент Фонда развития Евразийского сотрудничества

Заглавное фото: Sputnik


← Назад к списку новостей