Евразийская информационная Лига

Наши партнёры

 

  

 

 

Главное

Приднестровская Молдавская Республика: признание и компромиссы

Потенциально Приднестровье является самой успешной из всех непризнанных или частично признанных республик на постсоветском пространстве. В сложных условиях Тирасполю удалось сохранить значительную часть советского промышленного потенциала, построить новые объекты и успешно выходить на внешние рынки. Более того, уровень жизни в непризнанной республике превосходил показатели в бывшей метрополии. На фоне скромного, но ухоженного Тирасполя Кишинев выглядит большой деревней, особенно после реализации проектов Автономной Некоммерческой Организации "Евразийская интеграция" (создана в ноябре 2012 года для разработки и реализации программы материальной помощи ПМР). Эти проекты названы историческими для республики (60 млн долларов – никогда прежде не направлялись такие суммы в здравоохранение и просвещение Приднестровья единоразово, в рамках одного проекта).  

В отличие от всех остальных собратьев по международному статусу у Приднестровья нет границы с дружественным государством или даже с морем. На западе находится не дружественная Молдавия, а на востоке до недавнего времени была нейтральная Украина. И как только Киев после переворота сменил политику на враждебную, Приднестровье стало думать уже не о развитии, а о выживании. Республика оказалась в режиме полной блокады.

После того как вооруженное противостояние на Днестре завершилось подписанием 21 июля 1992 г. «Соглашения о принципах мирного урегулирования», приднестровская проблема в течение длительного времени выглядела как периферийный политический сюжет. Однако в последние три года она стала одним из важных элементов международной повестки в контексте украинского кризиса и усиления противостояния России и Запада на постсоветском пространстве.

Помимо ухудшения геополитической обстановки для ПМР в условиях блокады со стороны Украины, с января 2016 г. остается угроза прекращения (или видоизменения) торговых преференций ЕС для приднестровских товаров, что чревато ухудшением социально-экономической ситуации в Приднестровье. В то же время сохранение этого режима само по себе продолжит привязывать экономику ПМР к ЕС и Молдавии. При этом и США, и Евросоюз, и ОБСЕ — наблюдатели и посредники в процессе мирного урегулирования — закрывают глаза на действия Украины, которая нарушает свой статус страны-гаранта посредством изоляции Приднестровья (возводятся оборонительные сооружения, создаются препоны для пересечения украинской границы гражданами России).

В конце 2016 года победа на президентских выборах в Молдавии лидера Партии социалистов Игоря Додона это еще один пример прихода к власти несистемного политика. Новый глава государства в ходе кампании обещал избирателям отказаться от курса своих предшественников и оппонентов, то есть максимального сближения с ЕС при заметном охлаждении отношений с Москвой. За это Додон получил ярлык «пророссийского» кандидата.

Игорь Додон проявляет себя на приднестровском направлении куда более активно и инициативно и не скрывает намерение ликвидировать ПМР в кратчайшие сроки путем «федерализации Молдавии». В начале октября 2016 года в рамках кишиневского пресс-клуба Додон призвал приднестровцев «смириться с тем, что их никогда не признают, и они не станут субъектом РФ». «Вы граждане Молдовы (лишь около 200 тыс. из примерно полумиллиона жителей ПМР обладают гражданством Молдавии). У нас единая страна. Вы должны понимать, что второго Калининграда не будет. Единственное будущее для Приднестровья — это в составе Молдовы. Других вариантов нет. И в ближайшем будущем не появятся», — заявил Додон, заочно обращаясь к приднестровцам. Правда, оговорился, что «выбор» у приднестровцев все же есть — оказаться в составе Украины или Молдавии. И добавил, что в случае его прихода к власти, решение по присоединению Приднестровья к Молдавии может быть найдено уже в следующем 2017 году.

Однако все стороны процесса понимают, что урегулирование проблемы Приднестровья невозможно решить без участия России. Первый шаг в этом направлении Додон уже сделал, проведя встречу с Президентом России В.В. Путиным и недавно избранным президентом Приднестровья Вадимом Красносельским. Политики заявили, что готовы к поискам компромиссов в целях урегулирования конфликта.

После встречи со своим приднестровским коллегой Додон отметил, что стороны «должны увидеть конкретные результаты в течение 2017 года», таким образом, сохраняя риторику своей предвыборной платформы. Избранный президент выступал за вхождение Приднестровья в состав Молдавии на правах конфедерации и даже заявлял, что в соглашении должно быть прописано право на самоопределение Приднестровской Молдавской республики (ПМР) в случае вступления Молдавии в НАТО. Несмотря на то что полномочия Додона как президента Молдавии не позволяют ему формировать политический курс в одиночку, некоторое пространство для маневра у него есть. Президент Молдавии Игорь Додон по итогам встречи 21 февраля с председателем парламента Андрианом Канду и премьером Павлом Филипом заявил, что все органы государственной власти страны - администрация президента, парламент и правительство - должны прийти к единому мнению по приднестровскому вопросу. Иначе эту проблему будет решить очень сложно. Подобное заявление подтверждает: в Кишиневе постепенно приходят к пониманию о необходимости предоставить политикам из Тирасполя гарантии выполнения обязательств и простимулировать ПМР вернуться к обсуждению территориального вопроса.

В Приднестровье впервые за долгие годы заговорили о возможности возврата к обсуждению политического статуса республики. В Тирасполе настаивают, что условие для этого одно — воля парламента и народа Молдавии, выраженная на референдуме. Для возобновления переговоров о политическом статусе Приднестровья должны сложиться конкретные обстоятельства. Политики Приднестровья напомнили, что Молдавия — парламентское государство, поэтому подобные инициативы должны исходить прежде всего от парламента страны и народа. Тирасполь готов участвовать в переговорах, поскольку в ПМР понимают, что к урегулированию ситуации можно идти только путем диалога. Приднестровье готово идти на взаимные уступки на основе референдума, проведенного в 2006 году. В Молдове, никакого волеизъявления народа по этому вопросу не было. По настоянию Тирасполя, легче работать, когда занимаются реализацией воли народа, а не отдельных должностных лиц государства.

В Тирасполе не исключают, что и в Приднестровье возможно проведение повторного референдума, «если актуальная повестка дня будет требовать волеизъявления народа». В тоже время Премьер и Парламент РМ принимают решения направленные на отрицание инициатив Приднестровской стороны. Таким сигналом является решение Премьер Молдовы пригласить Генсека НАТО Йенса Столтенберга принять участие в церемонии открытия офиса Альянса в Кишиневе. Премьер заверил руководство НАТО, что правительство окажет всю необходимую поддержку для упрощения процедуры аккредитации руководителя и персонала офиса (соглашение об открытии офиса НАТО в Кишиневе было подписано в ноябре 2016 года).

Серьезные изменения в риторике вокруг приднестровского урегулирования заметны и ключевым игрокам на международной арене. Россия, участвующая в формате 5+2, где стороны пытаются разрешить многолетний кризис, надеется на то, что в скором времени в урегулировании произойдут реальные сдвиги. «Мяч на стороне Республики Молдовы».

Виталий Огородников, эксперт Фонда развития евразийского сотрудничества

Точка зрения

Стратегии развития ЕАЭС в Армении и задачи на перспективу Стратегии развития ЕАЭС в Армении и задачи на перспективу

О роли Евразийского экономического союза для Армении, перспективах развития армянской экономики, возможностях,...

Читать далее...
Смертельный вирус гриппа в Грузии и Армении: сезонное явление или целенаправленная акция? Смертельный вирус гриппа в Грузии и Армении: сезонное явление или целенаправленная акция?

Биобактериологические объекты Пентагона в Закавказье по-прежнему угрожают населению региона В ряде публикаций...

Читать далее...
Союзное государство Беларуси и России: прагматическая перезагрузка Союзное государство Беларуси и России: прагматическая перезагрузка

2 апреля традиционно отмечался День единения народов Беларуси и России. Дата была выбрана неслучайно. Именно 2 апреля...

Читать далее...

Мероприятия

Лучшие выбраны! Лучшие выбраны!

В Москве на площадке Российской академии народного хозяйства и государственного управления при Президенте Российской...

Читать далее...
«Единая Россия» и «Процветающая Армения» обсудили роль партий в Евразийской интеграции

В Ереване состоялась встреча представителей партий «Единая Россия» и «Процветающая Армения». Она прошла в рамках...

Читать далее...
В рамках соглашения о сотрудничестве между ППА и “Единая Россия” предложено создать рабочую группу В рамках соглашения о сотрудничестве между ППА и “Единая Россия” предложено создать рабочую группу

В этом году исполнилось 10 лет с момента подписания меморандума о сотрудничестве между партиями “Процветающая...

Читать далее...

Журнал "Стратегии развития"

Next 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Next

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1 (11), 2014 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1 (11), 2014

Read more

 Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2013 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2013

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2013 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2013

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №4, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №4, 2012 (Читать журнал)

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2012 (Читать журнал)

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2012

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2012

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2011 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2011

Read more

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011 

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2011 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2011

Read more

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010 

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010

Read more

О фонде

«Фонд Развития Евразийского Сотрудничества» - российская некоммерческая организация, действующая с апреля 2012 года.

Основной целью Фонда является продвижение идеи о создании нового интеграционного объединения на постсоветском пространстве – Евразийского Союза.

Контакты

101000, г. Москва, Сретенский б-р, д. 6/1, стр. 2, офис 121

Тел.: +7 (495) 729-01-71

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  

Поиск на сайте

Body
Background Color
Top
Background Color
Text Color
Link Color
Background Image
Bottom
Background Color
Text Color
Link Color