Евразийская информационная Лига

Наши партнёры

 

  

 

 

Главное

США в Центральной Азии – как оторвать этот регион от России и Китая?

"Каравансарай" оценивает «новую субъектность» стран Центральной Азии

В начале января интернет-ресурс «Каравансарай» опубликовал любопытный материал «2018: год судьбоносных событий в Центральной Азии», в котором представил свой рейтинг главных событий прошлого года в регионе. Издание «Каравансарай» примечательно, прежде всего, тем, что оно финансируется Объединённым центральным командованием Вооружённых сил США (USCENTCOM) и ориентировано на Узбекистан – издаётся на русском, узбекском и английском языках.

Статья по итогам 2018 года начинается с констатации возросшей роли Узбекистана в региональной политике. Политика президента Ш. Мирзиёева по улучшению отношений с соседними государствами Центральной (Средней) Азии трактуется «Каравансараем» как обретение этим регионом «новой субъектности». Под этим подразумевается «независимость» от России и Китая, каковой страны Центральной Азии, полагает «Каравансарай», достигнут при ведущей роли Узбекистана и благодаря сотрудничеству с Вашингтоном.

В доказательство упоминается ряд встреч, консультаций и совещаний, которые государства Центральной Азии провели в 2018 году. В их числе – консультативная встреча президентов Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и главы МИД Туркмении 15 марта в Астане (инициатива принадлежала Ш. Мирзиёеву); совещания министров иностранных дел 6 июля в Астане и 20-22 июля в г. Чолпон-Ате в Киргизии. Там же в начале сентября состоялся шестой саммит Совета тюркоязычных государств, в котором участвовали президенты Казахстана Н. Назарбаев, Кыргызстана – С. Жээнбеков, Азербайджана – И. Алиев и Турции – Р. Эрдоган, а в качестве почетных гостей – президент Шавкат Мирзиёев и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.

Комментарии экспертов к этим событиям подобраны таким образом, чтобы подчеркнуть два момента: необходимость укрепления сотрудничества стран региона и ведущую, лидирующую роль Ташкента. В связи с мартовской встречей президентов Центральной Азии, например, отмечается, что Шавкат Мирзиёев отошёл от внешнеполитического курса Ислама Каримова, имевшего напряжённые отношения с соседями по региону из-за пограничных и территориальных проблем. В целом же мартовский саммит в Астане трактуется «Каравансараем» как «переломный момент в политическом и экономическом будущем региона», как шаг на пути к тесному сотрудничеству – без влияния России. А саммит глав тюркоязычных государств в Чолпон-Ате – знак формирования «крепкого» союза стран региона, «близких по культуре и менталитету».

Американцы связывают с «новым внешнеполитическим курсом» Узбекистана далеко идущие планы, но они не обязательно совпадают с планами Ташкента. Курс на улучшение отношений с соседями имеет вполне практические основания. Узбекистан – географически самая изолированная страна региона. Чтобы обеспечить модернизацию экономики и рост уровня жизни, необходимы транспортные коммуникации и рынки сбыта. Без нормальных отношений с соседями это невозможно. И наиболее простой шаг, который способен улучшить экономическое положение самой густонаселённой республики Средней Азии, – поставить крест на территориальных спорах с соседями и наладить с ними деловые отношения.

Что касается планов объединения пяти стран региона в некий союз без России и Китая, то это, скорее, американская фантазия. За время после распада СССР политические системы и экономики стран Центральной Азии стали слишком разными. Казахстан и Киргизия являются членами ЕАЭС и ОДКБ. Таджикистан входит только в ОДКБ, а в ЕАЭС вступать не планирует. Туркмения и Узбекистан предпочитают придерживаться нейтралитета. Четыре из пяти стран региона (кроме Туркмении) являются участниками ШОС. Объединить их в рамках региональной структуры с общими задачами практически невозможно.

Как отмечают российские аналитики, Центральная Азия исторически объединялась с помощью внешней силы – монголов, Российской империи, СССР; остальное время она пребывала в состоянии политической фрагментации. Сейчас роль «объединителя» пытаются взять на себя США. Цель такого объединения – противостояние России, но это нужно американским хозяевам денег, а не народам Центральной Азии. Для этого Госдепом в период, когда его возглавлял Джон Керри, был создан региональный формат «С5+1», представляющий собой регулярные встречи стран региона с американскими дипломатами с прицелом на создание региональных структур без участия в них России и Китая.

В разделе о стратегическом сотрудничестве стран региона «Каравансарай» с воодушевлением описывает их взаимодействие в сфере безопасности, и прежде всего прошлогоднее соглашение с Казахстаном и Узбекистаном по транзиту американских военных грузов через Каспий в Афганистан. С 2001 по 2005 г. США успешно использовали узбекский аэропорт Ханабад для поддержки своей операции в Афганистане. Они и сейчас хотели бы закрепиться в Центральной Азии, поблизости от границ своих противников – России, Китая и Ирана.

Центральная Азия на сегодняшний день остаётся единственным макрорегионом бывшего СССР, где США не имеют стран-сателлитов. Страны Прибалтики давно включены в НАТО, на западных границах бывшего СССР американцы твёрдой ногой стали на Украине; в Закавказье им подконтрольна Грузия, осваиваются они в Молдове и Армении, примеряются к Беларуси. В Центральной Азии всё несколько иначе. Между тем противоборство Соединённых Штатов с Российской Федерацией предполагает провоцирование нестабильности в бывших советских республиках по всей геополитической периферии РФ. И особое внимание на центральноазиатском направлении уделяется Узбекистану.

Что касается выдвигаемого «Каравансараем» тезиса о «новой субъектности» стран Центральной Азии, то следует ещё раз подчеркнуть, что ни ЕАЭС, ни ОДКБ, ни ШОС их этой субъектности не лишают. Особая позиция стран-членов ЕАЭС, будь это Беларусь или Кыргызстан (как во время подписания нового таможенного кодекса ЕАЭС в декабре 2016 года), всегда учитывается Москвой. В противоположность этому богатейшая Украина, «осваиваемая» американцами, превратилась в страну с регрессирующей экономикой, сокращающемся населением, межнациональными противоречиями, тлеющей войной в Донбассе. «Дружба» Соединённых Штатов дорого обходится тем странам, которым эту «дружбу» навязывают.

Алексей Пахолин

Источник

Точка зрения

Стратегии развития ЕАЭС в Армении и задачи на перспективу Стратегии развития ЕАЭС в Армении и задачи на перспективу

О роли Евразийского экономического союза для Армении, перспективах развития армянской экономики, возможностях,...

Читать далее...
Смертельный вирус гриппа в Грузии и Армении: сезонное явление или целенаправленная акция? Смертельный вирус гриппа в Грузии и Армении: сезонное явление или целенаправленная акция?

Биобактериологические объекты Пентагона в Закавказье по-прежнему угрожают населению региона В ряде публикаций...

Читать далее...
Союзное государство Беларуси и России: прагматическая перезагрузка Союзное государство Беларуси и России: прагматическая перезагрузка

2 апреля традиционно отмечался День единения народов Беларуси и России. Дата была выбрана неслучайно. Именно 2 апреля...

Читать далее...

Мероприятия

Лучшие выбраны! Лучшие выбраны!

В Москве на площадке Российской академии народного хозяйства и государственного управления при Президенте Российской...

Читать далее...
«Единая Россия» и «Процветающая Армения» обсудили роль партий в Евразийской интеграции

В Ереване состоялась встреча представителей партий «Единая Россия» и «Процветающая Армения». Она прошла в рамках...

Читать далее...
В рамках соглашения о сотрудничестве между ППА и “Единая Россия” предложено создать рабочую группу В рамках соглашения о сотрудничестве между ППА и “Единая Россия” предложено создать рабочую группу

В этом году исполнилось 10 лет с момента подписания меморандума о сотрудничестве между партиями “Процветающая...

Читать далее...

Журнал "Стратегии развития"

Next 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Next

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1 (11), 2014 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1 (11), 2014

Read more

 Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2013 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2013

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2013 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2013

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №4, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №4, 2012 (Читать журнал)

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2012 (Читать журнал)

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2012

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2012

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2011 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2011

Read more

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011 

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2011 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2011

Read more

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010 

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010

Read more

О фонде

«Фонд Развития Евразийского Сотрудничества» - российская некоммерческая организация, действующая с апреля 2012 года.

Основной целью Фонда является продвижение идеи о создании нового интеграционного объединения на постсоветском пространстве – Евразийского Союза.

Контакты

101000, г. Москва, Сретенский б-р, д. 6/1, стр. 2, офис 121

Тел.: +7 (495) 729-01-71

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  

Поиск на сайте

Body
Background Color
Top
Background Color
Text Color
Link Color
Background Image
Bottom
Background Color
Text Color
Link Color