Свежий номер

Партнеры


Главное

Болтон на Кавказе – политика США приобретает новые черты

Решение карабахского вопроса по схеме Вашингтона усилит кулак против Ирана

После переговоров в Москве советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон объехал столицы трёх государств Закавказья – Азербайджана, Армении и союзной Вашингтону Грузии. Не склонный к компромиссам Болтон прямо заявил о цели своей поездки – продвижение интересов США по ключевым вопросам безопасности. Одновременно произошла активизация Госдепа и Пентагона в Центральной Азии – в Таджикистане и Узбекистане. Другое дело, хватит ли у практиков американской экспансии в «сердце Евразии» ресурсов для одновременной работы во всех частях постсоветского мира.

В конце мая, поздравляя премьер-министра Пашиняна с юбилеем «Первой республики» (существовала в 1918-1920 годах), Трамп упомянул о том, что в ближайшее время «открываются возможности для урегулирования карабахского конфликта». Схожие намёки содержались и в посланиях, адресованных Баку. Остаётся неясным, идёт ли речь о проработанной стратегии или о дипломатической импровизации, но одно не исключает другого. 

По результатам встреч лидеров Армении и Азербайджана (в частности, на недавнем саммите СНГ в Душанбе) было объявлено об установлении между Баку и Ереваном оперативного канала связи. «Лидеры Армении и Азербайджана в любой момент могут связаться и поговорить без посредничества Москвы», – многозначительно намекали некоторые комментаторы. Завершающий свою миссию в Ереване посол США Ричард Миллс заявил: любое решение карабахского конфликта подразумевает возвращение “захваченных” у Азербайджана территорий. Новое армянское руководство, как и его предшественники, не отказывается вести переговоры по «мадридским принципам», но они включают болезненные для Степанакерта и Еревана компромиссы, в том числе в  вопросе определения международно-правового статуса Нагорного Карабаха. Решение карабахского вопроса на условии территориальной целостности Азербайджана в советских границах ставится азербайджанской стороной во главу угла на любых встречах и переговорах.

Прибыв в Баку, Болтон напомнил, что Азербайджан – «единственная страна, одновременно граничащая с Россией и Ираном». И хотя иранская тема в заявление по итогам официальных встреч не попала, она не могла не обсуждаться в более широком контексте: все ключевые торгово-экономические партнёры и ближайшие соседи Азербайджана – Россия, Иран и Турция – находятся под американскими санкциями.

В Ереване переговоры американского юриста-милитариста (чей агрессивный антииранский стиль хорошо известен армянской дипломатический службе) были не менее насыщенными, чем в Баку: Болтон переговорил с и. о. премьер-министра Николом Пашиняном, и. о. министров обороны и иностранных дел, с президентом и депутатами, наведался в возглавляемый Арменом Григоряном Совет безопасности. Отношения с Арменией имеют стратегическое значение для США, сказал Болтон, не назвав, правда, Ереван (в отличие от Баку) стратегическим партнёром Америки. Далее советник Трампа подчеркнул: «Я думаю, что сейчас самое время быть оптимистом в том плане, что Армения может быть более видимой на мировой арене. США считают Южный Кавказ стратегически очень важным регионом. Так что улучшение отношений с Арменией является очень важным приоритетом для администрации [США]».

Болтон добавил, что урегулирование конфликта необходимо Еревану для минимизации внешнего влияния (читай: влияния России). С нагорно-карабахской проблематикой тесно связан вопрос поставок Баку и Еревану российских вооружений, которые Болтон характеризовал как дополнительный рычаг давления Москвы на стороны конфликта. США стремятся перехватить этот «рычаг» хотя бы на поле публичной пропаганды. Американец со свойственной ему бесцеремонностью призвал своих собеседников в Ереване покупать продукцию американского ВПК: «У нас есть ограничения, которые Конгресс наложил на Соединенные Штаты с точки зрения продажи (оружия) Азербайджану и Армении из-за конфликта. Но есть исключения. И, как я сказал премьер-министру, если речь идет о выборе покупки либо российской военной техники, либо американской, то мы бы предпочли последнее. Мы считаем, что наша техника в любом случае лучше, чем российская. Поэтому мы хотим рассматривать такую возможность. И я думаю, что это увеличивает возможности Армении, когда она не полностью зависит от одной крупной державы».

Перед этим, находясь в Баку, Болтон  заявил, что президент может использовать свои полномочия для приостановки действия принятой в 1992 году Конгрессом США 907-й поправки к «Акту в поддержку свободы», ограничивающей помощь Азербайджану со стороны США на государственном уровне: «Это положение было утверждено Конгрессом. Исполнительная ветвь власти не обязательно придерживается той же политической линии… Во многих случаях разные президенты приостанавливали действие этого положения, чтобы проводить закупки, и мы постоянно рассматриваем эту возможность, чтобы решить, необходимо ли это».

Глава Института Кавказа Александр Искандарян считает вариант с продажей Армении американского оружия нереалистичным: «Сотрудничество России и Армении в сфере безопасности включает десятки договоров, и изменить ситуацию так резко невозможно. Оружейные стандарты НАТО и России несовместимы». Можно добавить, что Болтон имеет репутацию одного из наиболее твёрдых сторонников Израиля – страны, много лет активно развивающей военно-техническое сотрудничество с Азербайджаном.

То ли как юмор, то ли как издевательство прозвучало заявление Болтона о «масштабной гуманитарной миссии» американцев в Сирии (в ответ на просьбу прокомментировать возможную отправку в Сирию армянских медиков, сапёров и сотрудников МЧС по согласованию с Россией). Напомним: 13 октября силы проамериканской коалиции при налёте на провинцию Дейр-эз-Зор использовали боеприпасы с белым фосфором, что привело к жертвам среди гражданского населения. В Армении неизменно подчёркивают, что миссия Армении в Алеппо, одном из мировых центров расселения армянской общины, не будет включать военную компоненту, но любые согласованные с Москвой действия её партнёров в Сирии будут приводить к шантажу санкциями со стороны американцев. Особенно это относится к Ирану; в интервью радио «Свобода» Болтон подчеркнул, что «иранская граница станет важным вопросом» в армяно-американских отношениях, так как Вашингтон хочет «оказать максимальное давление на Иран».

Представляется, однако, что здесь как раз Армения, для которой Иран – ближайший сосед и одно из двух «окон» во внешний мир, вряд ли согласится на уступки, которые могут стать самоубийственными. В последние годы в Мегри обустраивается совместная экономическая зона между Ираном и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), активным членом которого является Республика Армения. В заявлении Армянского национального комитета Америки (АНКА – наиболее влиятельная армяно-американская организация в США), отмечается необходимость работы с заинтересованными сторонами по тому принципу, чтобы региональные санкции не вредили Армении.

Судить о всех результатах поездки Болтона пока рано.  Не ошибёмся, однако, если скажем, что в ближайшее время политика США на Кавказе приобретёт новые черты. По словам бывшего американского посла в Баку Ричарда Морнингстара, американские корпорации вкладывают средства в развитие энергетического и телекоммуникационного секторов Азербайджана. Череда военных учений в Азербайджане с весны по осень 2018 года тоже не осталась без внимания  США и НАТО. На февраль 2019 года намечено заседание армяно-американской межправительственной группы. Общеизвестен интерес западных партнёров к месторождениям полезных ископаемых в Армении, в том числе в стратегически важных районах (например, в Сюнике).

Действуя с опорой на крупные разведывательные центры, ЧВК, биобактериологические лаборатории, неправительственные организации и др., администрация Трампа будет увеличивать возможности манипулирования местными элитами, в том числе на карабахском направлении. А пока в Вашингтоне ожидают, что Никол Пашинян после своей победы на предстоящих выборах предпримет «решительные шаги» к компромиссному мирному договору с Азербайджаном. 

Андрей Арешев

Источник

Точка зрения

Союзное государство Беларуси и России: прагматическая перезагрузка Союзное государство Беларуси и России: прагматическая перезагрузка

2 апреля традиционно отмечался День единения народов Беларуси и России. Дата была выбрана неслучайно. Именно 2 апреля...

Читать далее...
Экономика Армении в 2017 году в контексте ее членства в ЕАЭС Экономика Армении в 2017 году в контексте ее членства в ЕАЭС

Ключевая цель интеграционных процессов – повышение уровня конкурентоспособности страны. Особенно для стран...

Читать далее...
Вместе с Россией Армения надежно охраняет свои границы Вместе с Россией Армения надежно охраняет свои границы

Портал «Евразийская информационная лига» побеседовал с бывшим министром обороны Армении Вагаршаком Арутюняном....

Читать далее...

Мероприятия

В рамках соглашения о сотрудничестве между ППА и “Единая Россия” предложено создать рабочую группу В рамках соглашения о сотрудничестве между ППА и “Единая Россия” предложено создать рабочую группу

В этом году исполнилось 10 лет с момента подписания меморандума о сотрудничестве между партиями “Процветающая...

Читать далее...
В РИСИ обсудили безопасность Центральной Азии В РИСИ обсудили безопасность Центральной Азии

3 апреля 2018 года в РИСИ состоялась российско-узбекистанская научная конференция «Актуальные проблемы безопасности...

Читать далее...
Международная конференция «Большая Евразия — 2030» Международная конференция «Большая Евразия — 2030»

29 ноября 2017 г. в Общественной палате Российской Федерации состоится IV международная научно-практическая конференция...

Читать далее...

Журнал "Стратегии развития"

Next 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Next

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1 (11), 2014 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1 (11), 2014

Read more

 Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2013 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2013

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2013 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2013

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №4, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №4, 2012 (Читать журнал)

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2012 (Читать журнал)

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2012

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2012

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2011 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2011

Read more

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011 

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2011 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2011

Read more

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010 

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010

Read more

О фонде

«Фонд Развития Евразийского Сотрудничества» - российская некоммерческая организация, действующая с апреля 2012 года.

Основной целью Фонда является продвижение идеи о создании нового интеграционного объединения на постсоветском пространстве – Евразийского Союза.

Контакты

115088, г. Москва ул. Угрешская, д. 2, стр.11, офис 402

Тел.: +7(495)729-01-71
Моб.:+7(903)532-11-71

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  

Форма обратной связи

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

Поиск на сайте

Body
Background Color
Top
Background Color
Text Color
Link Color
Background Image
Bottom
Background Color
Text Color
Link Color