"Стратегии Развития"

Партнеры

 

 

Главное

Интеграция Таджикистана в евразийское пространство: препятствия и перспективы

Необходимость налаживания тесного сотрудничества, прежде всего в экономической сфере, для стран постсоветского пространства стала очевидной достаточно давно. С этой целью по инициативе России, Казахстана и Белоруссии был создан Таможенный союз, на основании которого сегодня строятся отношения в новом расширяющемся евразийском пространстве. Безусловно, одной из стран, выигрывающей от присоединения к экономическому объединению, является Таджикистан, слабая экономика которого нуждается в стабильной поддержке. Однако интеграция страны затягивается по причине опасений Душанбе появления ряда негативных последствий от данного объединения. Но в чем состоит главная проблема, стоящая на пути вступления Таджикистана в экономический союз, и каковы возможные пути ее решения?

Прежде всего, стоит обратить внимание на экономические взаимоотношения между Таджикистаном и странами Таможенного союза. На сегодняшний день Россия, Беларусь и Казахстан являются основными покупателями таджикского экспорта: металла, хлопка и сельхозпродукции.

Более того, Россия и Казахстан — два крупнейших торговых партнера Таджикистана, на которые в январе-августе 2012 года пришлось 20% и 13,6% общего объема внешней торговли республики соответственно. На сегодняшний день активно развиваются отношения Москвы и Душанбе и в плане финансового страхования. Так, таджикские коммерческие банки «Ориенбанк» и «Агроинвестбанк» заключили соглашения о сотрудничестве с Российским агентством по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР). Данные документы были подписаны в рамках второй Международной конференции «Новые подходы к межрегиональному сотрудничеству России и Таджикистана», которая прошла в апреле этого года в Душанбе. 

Безусловно, вступление Таджикистана в Таможенный и Евразийский союзы положительно отразится на экономике страны. Прежде всего, членство в ТС гарантирует Таджикистану беспошлинный доступ таджикской продукции на рынки стран ТС и предоставляет возможность упрощенного импорта нефтепродуктов, древесины, зерна и других основных товаров, важных для экономики страны. Кроме того, участие Таджикистана в Таможенном союзе позитивно скажется на трудовых мигрантах, работающих в России и Казахстане. Таджикский социолог Фируз Саидов отмечает, что « в правовом и финансовом отношении легализация выгодна таджикистанцам. Они получат доступ к системе здравоохранения, решится вопрос и с пенсиями. Наконец, упростятся взаимоотношения с органами правопорядка».

Сегодня экономика Таджикистана во многом держится за счет доходов трудовых мигрантов, проживающих на территориях России и Казахстана — стран Таможенного Союза. Присоединение к этому пространству позволит Душанбе застраховать себя от введения Москвой визового режима в отношении граждан из стран Центральной Азии. По мнению аналитиков, если Таджикистан лишится денежных переводов мигрантов, то уровень бедности в стране может возрасти на 54%. В результате в республике увеличится уровень имущественной дифференциации, что выльется в новый рост социальной напряженности. Однако присоединение Таджикистана к ТС не только снимет данные угрозы, но и будет способствовать росту потока в страну доходов трудовых мигрантов, заработки которых могут вырасти примерно на 15-50%.

Более того, объёдинённая экономика нескольких государств сможет эффективно бороться с современными экономическими кризисами. Не секрет, что после финансового кризиса мировая экономика находится в условиях нестабильности, и вступление Таджикистана в Таможенный союз поможет последнему почувствовать себя увереннее на мировой экономической арене.

Стоит отметить, что вступление страны в Таможенный союз поддерживает и большинство жителей Таджикистана. Согласно опросу таджикского еженедельника «Азия-плюс», 72% жителей страны выступают за вступление страны в экономический союз с Россией, Беларусью и Казахстаном. 

Тем не менее, несмотря на очевидные экономические перспективы, некоторые из чиновников Таджикистана пока относятся к этой идее настороженно, указывая на ряд негативных факторов. Прежде всего, они отмечают отсутствие у Таджикистана общей границы хотя бы c одним из членов ТС. Второе обстоятельство — сильная зависимость внутреннего рынка Таджикистана от импорта из стран Восточной и Южной Азии. Рост ввозных пошлин на дешевую китайскую продукцию может сильно сказаться на почти 10% жителей, занятых в сфере торговли, отмечают в Центре стратегических исследований при президенте Таджикистана. 

Не все поддерживают присоединение Таджикистана к ТС и в российском экспертном сообществе. «Важно не повторить печальный опыт Евросоюза, куда в спешном порядке, зачастую из идеологических и политических побуждений приняли государства Восточной Европы», — говорит эксперт института стратегических исследований РФ Дмитрий Попов. Эксперт обращает внимание на то, что у Таджикистана сейчас есть серьезные экономические проблемы. «У Душанбе большой внешний долг, с одной стороны, перед международными финансовыми институтами, где ведущую роль играют США, а, с другой стороны, перед Китаем. То есть страна должна тем центрам, которые, в общем-то, не заинтересованы в ее участии в ТС и имеют в регионе свои интеграционные проекты», — отмечает эксперт.

Еще одним минусом от вступления Таджикистана в союз является риск увеличения трудовых мигрантов на 10-15% по сравнению с нынешним показателем. Стоит ожидать и увеличения длительности срока пребывания временных рабочих за рубежом. При этом уже сейчас у 35% из них разрешение на выезд длится больше трех лет. По мнению экспертов, вступление Душанбе в ТС может привести не только к утечке рабочих, но и к резкому уменьшению высоко квалифицированных специалистов. Так, по мнению политолога Мамадазимова, с интеграцией страны в евразийское пространство увеличится поток мигрантов, что «фактически загонит страну в застой». 

Тем не менее, численный анализ статических эффектов последствий присоединения к ТС для Таджикистана руководителя ЕАБР Михаила Демиденко показывает, что это вступление приведет к незначительному изменению основных макроэкономических показателей. Потенциальные эффекты складываются из трех основных компонентов: привлечение инвестиций, повышение производительности и фактор трудовой миграции. Такие эффекты в состоянии обеспечить дополнительное повышение потенциального роста ВВП Таджикистана на 3,5 процента в среднесрочной перспективе.

Таким образом, несмотря на то, что на начальном этапе вступления в ТС Таджикистан получит лишь умеренный положительный эффект, в дальнейшем выгоды увеличатся. Поскольку у страны появится возможность воспользоваться дополнительными преимуществами, которые открывает перед ним вступление в союз. Так, согласно анализу Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР), за счет привлечения инвестиций дополнительный рост может составить до 1,6 % в год, за счет повышения производительности - 0,5 %, благодаря вовлечению новых трудовых ресурсов и снижению безработицы - 0,4 % и за счет денежных переводов – 1 %.

Что касается возможности Таджикистана вступить в Таможенный союз только после вступления в него Кыргызстана, поскольку для вступления необходимо иметь общую границу со страной-участницей объединения, то по данным ФТС России, Бишкек представит документы на вступление в союз уже 15 октября. Таким образом, вопрос с Кыргызстаном уже решен – он будет принят в Таможенный союз уже в этом году. 

Таким образом, становится очевидно, что препятствий для вступления Таджикистана в Таможенный союз и последующей интеграции в Евразийское пространство не так много и все они решаемы. Аналитические данные показывают, что плюсов от присоединения страны к союзу гораздо больше, и при правильном распределении действий все негативные последствия можно будет устранить практически безболезненно для экономики страны.

Юлия Чмеленко

Точка зрения

Смертельный вирус гриппа в Грузии и Армении: сезонное явление или целенаправленная акция? Смертельный вирус гриппа в Грузии и Армении: сезонное явление или целенаправленная акция?

Биобактериологические объекты Пентагона в Закавказье по-прежнему угрожают населению региона В ряде публикаций...

Читать далее...
Союзное государство Беларуси и России: прагматическая перезагрузка Союзное государство Беларуси и России: прагматическая перезагрузка

2 апреля традиционно отмечался День единения народов Беларуси и России. Дата была выбрана неслучайно. Именно 2 апреля...

Читать далее...
Экономика Армении в 2017 году в контексте ее членства в ЕАЭС Экономика Армении в 2017 году в контексте ее членства в ЕАЭС

Ключевая цель интеграционных процессов – повышение уровня конкурентоспособности страны. Особенно для стран...

Читать далее...

Мероприятия

«Единая Россия» и «Процветающая Армения» обсудили роль партий в Евразийской интеграции

В Ереване состоялась встреча представителей партий «Единая Россия» и «Процветающая Армения». Она прошла в рамках...

Читать далее...
В рамках соглашения о сотрудничестве между ППА и “Единая Россия” предложено создать рабочую группу В рамках соглашения о сотрудничестве между ППА и “Единая Россия” предложено создать рабочую группу

В этом году исполнилось 10 лет с момента подписания меморандума о сотрудничестве между партиями “Процветающая...

Читать далее...
В РИСИ обсудили безопасность Центральной Азии В РИСИ обсудили безопасность Центральной Азии

3 апреля 2018 года в РИСИ состоялась российско-узбекистанская научная конференция «Актуальные проблемы безопасности...

Читать далее...

Журнал "Стратегии развития"

Next 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Next

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1 (11), 2014 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1 (11), 2014

Read more

 Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2013 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2013

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2013 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2013

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №4, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №4, 2012 (Читать журнал)

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2012 (Читать журнал)

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №2, 2012

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2012 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2012

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2011 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №3, 2011

Read more

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011 

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №2, 2011

Read more

Журнал

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2011 

Журнал "Стратегии Развития", выпуск №1, 2011

Read more

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010 

Журнал «Стратегии Развития», выпуск №1, 2010

Read more

О фонде

«Фонд Развития Евразийского Сотрудничества» - российская некоммерческая организация, действующая с апреля 2012 года.

Основной целью Фонда является продвижение идеи о создании нового интеграционного объединения на постсоветском пространстве – Евразийского Союза.

Контакты

115088, г. Москва ул. Угрешская, д. 2, стр.35, офис 313

Тел.: +7(495)729-01-71

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  

Форма обратной связи

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

Поиск на сайте

Body
Background Color
Top
Background Color
Text Color
Link Color
Background Image
Bottom
Background Color
Text Color
Link Color